Проректор по учебному процессу Московского Политеха Шарипзянова Гюзель Харрясовна в интервью рассказала о масштабных проектах и влиянии онлайн-формата на работу и учебу университета.
Newsforward: В 2003 году Вы закончили МГВМИ по специальности «Металловедение и термическая обработка металлов», а в 2009 по специальности «Экономика и управление на предприятии». Почему Вы выбрали именно эти специальности?
Гюзель Харрясовна: Мне всегда нравились точные науки, математика, физика и химия. Я технарь по своему складу ума, в тот момент, когда мне нужно было делать выбор, куда поступать, я рассматривала технические институты и университеты. Мой старший брат закончил «Московский Авиационный Технологический Институт-Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского» по специальности «инженер-сварщик». Моего старшего брата я очень уважаю, когда мне нужно было спросить совета, я подошла к нему с вопросом куда мне поступить и что выбрать. Он с юмором посмотрел на те направления, которые я ему предложила, и сказал, что в его институте на «материаловедении и термической обработке» училось достаточно много девочек. Они хорошо с этим справлялись, учились замечательно, им было это интересно. И раз у меня технический склад ума… Так и пал выбор на эту специальность.
Newsforward: У Вас есть наставник, который повлиял на Ваш выбор профессии?
Гюзель Харрясовна: Мне очень повезло с преподавателями, которые вводили нас в профессию. Один из моих учителей, Ушаков Борис Константинович. Под его руководством подготовлено большое количество инженеров-металлургов, аспирантов и соискателей. Многие из них стали кандидатами и докторами наук, доцентами и профессорами. По учебникам Бориса Константиновича многие поколения студентов страны и по сей день изучают технологию термической обработки.. Он показал, что эта профессия настолько обширна и разнообразна, что знания и компетенции, которые можно в ней получить, пригождаются в многих ситуациях. И, конечно же, моим наставником был брат.
Newsforward: Почему технические специальности оснащены лучше, чем, например, гуманитарные? Мы говорим именно про наш университет – Московский Политех.
Гюзель Харрясовна: Московский Политех — это объединение шести очень значимых, уникальных и узнаваемых университетов: МАМИ (Московский государственный машиностроительный университет), МГУИЭ (Московский государственный университет инженерной экологии), МГИО (Московский государственный индустриальный университет (бывший Завод-втуз при ЗИЛе), МГОУ (Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина), институт Фаворского, Высшая школа печати. Здесь собрано абсолютно все. Ситуация в том, что, например, корпус на Большой Семеновской исторически принадлежал МАМИ (Московский государственный машиностроительный университет). Корпус, расположенный на Павла Корчагина, исторически принадлежал МГОУ (Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина). Значит, корпус на Автозаводской принадлежал МГИУ (Московский государственный индустриальный университет (бывший Завод-втуз при ЗИЛе), а на Пряниках – Университету печати, и так далее. И, сами понимаете, оснащение у всех корпусов разное: на Павла Корчагина больше условий для гуманитарных специальностей, а корпус на Михалке и Пряниках оснащен под художников. Мне кажется, что еще не до конца произошло внедрение одного университета в другой, что особенно заметно на примере Высшей школы печати и медиаиндустрии, ведь это было последнее присоединение, после которого был создан Московский Политех.
Newsforward: Что может окончательно объединить все университеты?
Гюзель Харрясовна: В этом году с сентября месяца мы реализуем проект в рамках проектной деятельности, которая ведется со студентами первого курса с этого года, мы будем знакомить ребят с площадками, и дадим возможность взаимодействовать друг с другом. Большое внимание уделяется междисциплинарным проектам. Когда объединятся и журналисты, и художники, и дизайнеры, и те же самые инженеры, начнется общение студентов совершенно разных направлений.
Newsforward: Московский Политехнический университет — это соединение разных институтов. Что произошло за этот период времени в этом отношении?
Гюзель Харрясовна: Изменения произошли в лучшую сторону. Когда объединяются сильные институты и университеты — и каждый приходит со своей историей и научными школами — в следствии чего происходит обогащение наинтереснейшими людьми. Сейчас это взаимодействие, такая общая упряжка Московского Политеха, крепнет с каждым годом, и это чувствуется. Конечно же, процесс объединения был сложный. Я находилась в этом университете еще с 2010 года, когда было первое объединение с МИХМом (Московский институт инженеров химического машиностроения), а в 2013 году произошло объединение сразу двух институтов: Московский государственный вечерний металлургический институт и Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина. Конечно, это сложно. Во-первых, объединился профессорско-преподавательский состав, поменялись студенты, никто не знает, какими будут новые условия. На сегодняшней день уже установился костяк людей, которые чтят, помнят традиции объединенных университетов, и, конечно же, закладываются традиции уже Московского Политеха. Все лучшее, что было, скажем так, в разных монастырях, сейчас впитывается и прорабатывается. Мы все вместе создаем историю Московского Политеха, это очень важно для каждого из нас.
Newsforward: Какие проекты планируется реализовать в ближайшей перспективе?
Гюзель Харрясовна: На сегодняшний день в университете 21 стратегический проект. Эти проекты уже проработаны и находятся в стадии реализации. Все они расписаны на 4 года, у каждого есть свои плановые показатели, которые нужно нам выполнить. Без помощи наших студентов – невозможно будет обойтись. Университет нельзя представить без них, потому что они его жизнь. Мы все делаем свою работу, чтобы студенты хотели у нас учиться, передавали полученные знания, добивались успеха на дальнейшей работе у наших индустриальных партнеров или в университете. И я надеюсь, что все эти проекты станут успешными. Они связаны с талантливой молодежью, индивидуальными и гибкими траекториями обучения, а также с развитием проектной деятельности и формированием новой библиотеки.
Newsforward: Изменилось ли в целом система образования после слияния университетов?
Гюзель Харрясовна: С каждым годом качество образования должно совершенствоваться. Все инструменты для улучшения образования сейчас в университете есть. Прежде всего, это технические средства, инструментарий, связанный с IT внедрениями. Вы сами видите, что у нас работает система ЛМС, которая не работала ни в одном из объединенных ВУЗов. Конечно, была подобная система МГИУ (Московский государственный индустриальный университет (бывший Завод-втуз при ЗИЛе), но, скажем так, устаревшая версия. Вот что хорошо в соединениях: университет взял лучшее, и это «лучшее» правильно адаптируется под нынешнюю ситуацию, требования студентов и профессорско-преподавательского состава. Благодаря системе ЛМС мы смогли в столь сложный период оперативно перейти на онлайн-формат обучения. Это очень большой прорыв. Конечно, мы ориентируемся на будущее, чтобы каждому была понятна среда и средства для обучения. Это важнейший этап в повышении качества образования.
Newsforward: Какие обязанности выполняет проректор по учебной работе? Каким образом происходит контроль над организацией учебного процесса?
Гюзель Харрясовна: Я работаю с большой командой: учебно-методическое управление, деканы и директора институтов, заведующие кафедрами. Для меня каждый человек очень важен и значим — это наша большая команда, благодаря которой можно правильно выстроить весь процесс обучения. Прежде всего, в мои обязанности входит организация всего учебного процесса Московского Политеха, от поступления абитуриентов до выпуска студентов. Есть множество подразделений и специалистов очень высокого уровня, которые помогают осуществлять эту деятельность. Мы формируем планы вместе с руководителями образовательных программ, заведующими и деканами. Самое главное, что начиная с 2014 года для разработки этих программ, мы приглашаем индустриальных партнеров, чтобы понимать каких специалистов нужно выпускать из университета. Что хочется отметить: мы начали работать в этом году с ребятами-активистами, которые следят за качеством образования. Я считаю, что это большой шаг вперед, потому что не только мы должны смотреть со своей стороны на процесс обучения, но и учитывать взгляд и мнение студентов. Наша задача создать благоприятные условия для каждого.
Newsforward: Сейчас вся страна сидит дома. Как повлияла пандемия на рабочий и учебный процесс? С какими сложностями Вы столкнулись?
Гюзель Харрясовна: Спустя время, мы адаптировались к дистанционному формату работы и обучения. Хочется отметить, что эта ситуация показала нам абсолютно правильное направление в необходимости внедрения элементов онлайн-образования в традиционное обучение. Университет поддержал студентов, которые обращались за материальной помощью и находились в общежитии на самоизоляции. Благодаря всем принятым мерам, у нас минимальное количество заболевших среди студентов и профессорско-преподавательского состава.
Newsforward: Как Вы считаете, у такого поступления в дистанционном формате есть будущее?
Гюзель Харрясовна: Я считаю, что в этом и есть будущее. Мы всегда стараемся идти в ногу со временем и использовать все новшества, которые внедряются повсеместно. Симбиоз онлайна и оффлайна останется, и без этого уже никто не сможет. Мы понимаем, что границы Московского Политеха в сфере образования расширились и возможности студентов стали теперь безграничны.
Материал подготовила Маргарита Хасанова