В России

Невоплощенные проекты советской архитектуры

Руководство СССР стремилось изменить облик столицы. Громадные здания, дворцы и арки должны были воплотить в себе всю мощь первого в мире социалистического государства. Самые талантливые архитекторы боролись за право реализации своих проектов. В 1935 году был принят проект «Генеральный план реконструкции Москвы». Согласно ему Москва за короткий срок должна была превратиться в мировую столицу. В проект входили уникальные здания, набережные, площади и магистрали. 

Многие проекты  были приостановлены из-за начала Великой Отечественной войны, а после ее окончания никто не задумывался о продолжении строительства. Все остальные  «сталинские проекты» были свернуты или заморожены, поскольку после смерти И. В. Сталина (5 марта 1953 года) отношение советского руководства к архитектуре и гражданскому строительству резко поменялось.

В истории сталинской архитектуры различают три основные фазы: 

  • эпоха до начала индустриализации, до 1928-29 гг. Политически – это время, когда Сталин, будучи генеральным секретарем партии, еще не получил абсолютной власти и не начал государственные реформы.  
  • эпоха первой пятилетки и сталинских политических, экономических и культурных реформ – 1928-1932 гг.
  • эпоха стабильного функционирования сложившегося сталинского режима – с 1932 г. и до смерти Сталина.  

Последний отрезок времени включает в себя то, что принято называть «сталинской архитектурой», подразделяющейся на несколько самостоятельных фаз формирования и развития стиля.  

История советской архитектуры в том виде, в каком она существует сейчас, в большой степени сформировалась в советское время. Те, кто ею тогда руководил, ставили перед исследователями цели, с наукой не имеющие ничего общего. В задачи историков архитектуры входило не понять и описать исторический процесс, а объяснить его политически правильно.  

   Рассмотрим самые яркие неосуществленные проекты: 

Дворец советов

Идея возведения именно Дворца появилась на Первом съезде Советов в 1922 году. По замыслу, строение должно было стать венцом всех высотных творений советской архитектуры. Оно олицетворяло бы большевистскую идеологию и стало бы «лучшим зданием всех времен и народов». В 1931 году объявили конкурс проектов Дворца Советов. Всего поступило 160 работ профессиональных советских архитекторов и 24 проекта иностранных разработчиков. 

По итогам, в качестве основы проекта было выбрано предложение Бориса Иофана. К работе также присоединились архитекторы Владимир Гельфрейх и Владимир Щуко. В 1937 году планирование было завершено и одобрено. Дворец должен был стать самым грандиозным строением своего времени: 420 метров в высоту, включая 100-метровую статую Ленина на крыше, и 7,5 млн. кубометров объема. Архитекторы планировали, что их творение обойдет по высоте и объему  Эйфелеву башню (324 м) и Эмпайр-стейт-билдинг (381 м).  

Возводить Дворец стали на холме над Москвой-рекой, вместо специально взорванного для этих целей Храма Христа Спасителя. Планировалось, что строительство будет завершено в 1942 году. Однако в сентябре 1941 все работы были прекращены и после войны уже не возобновились. Спустя 15 лет после завершения ВОВ на фундаменте Дворца построили крупнейший в мире открытый бассейн «Москва», который просуществовал вплоть до начала 90-х, но после распада СССР, на его  месте был восстановлен Храм Христа Спасителя. 

Здание Наркомтяжпрома

Название «Наркомтяжпром» расшифровывается как Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР. Эта организация существовала  с 1932 — 1939 годы. В 1934-м в стране наблюдался интенсивный рост развития тяжелой промышленности и власти объявили конкурс на лучший проект для его здания. Многие архитекторы представили самые интересные и смелые работы. Одним из наиболее подходящих называли проект Ивана Фомина, основателя советского монументального классицизма.  

«Монументальный классицизм — лидирующее направление в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1930-х до середины 1950-х годов.Отличительные черты стиля: 

  • ансамблевая застройка улиц и площадей; 
  • синтез архитектуры, скульптуры и живописи; 
  • разработка традиций русского классицизма; 
  • использование архитектурных орденов; 
  • барельефы с геральдическими композициями и изображениями трудящихся; 
  • оптимистический настрой всего произведения; 
  • использование мрамора, бронзы, ценных пород дерева и лепнины в оформлении общественных интерьеров.» 

Это здание представляло собой замкнутое кольцо с прямым торцевым корпусом, четырьмя башнями, которые соединены переходами и аркой. Высота здания – 12-13 этажей, а башен – 24 этажа. Сквозь проемы главного фасада должен был отлично просматриваться Мавзолей. 

Возвести здание планировалось прямо возле Красной площади, на месте торговых рядов (сейчас ГУМ). Так как эта постройка должна была иметь огромные размеры, реализация проекта предполагала и расширение самой Красой площади почти в два раза. Но уже спустя год было решено все же строить здание в районе Зарядья.  

В связи со смертью Орджоникидзе и расформированием подведомственного ему Наркомтяжпрома необходимость в таком проекте отпала сама собой.  

Центральный дом Аэрофлота

Проект Центрального дома Аэрофлота был разработан архитектором Дмитрием Чечулиным в 1934 году. Строение задумывалось как памятник героизму советских летчиков. В тот год все граждане следили за судьбой оставшихся в живых членах экипажа затонувшего ледокола «Челюскин», которые были вынуждены ждать спасения на  льдине. И в этом была заслуга советской авиации. 

Проект неоднократно подвергался критике и его не реализовали. И хотя ЦДА так и не был построен, он был частично воплощен в планировании Белого дома — еще одного знаменитого творения Дмитрия Чечулина. 

Заключение 

«Сталинский Ампир» был подвергнут резкой критике и даже признан вредительским течением в советском строительстве. 

Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» завершило эпоху Советского Монументального Классицизма. 

С этого момента стали строить  однотипные жилые и административные здания, получившие  народный титул — «Хрущевки».  

 Неосуществленные проекты этих зданий-монументов напоминают о том, что можно и должно строить новое, не разрушая исторических ценностей прошлого. Это наша история, и мы обязаны принимать ее такой, какая она есть. 

Материал подготовила Кристина Дрожжина 

В статье использовались материалы из книги Николая Кружкова «Высотные здания сталинской Москвы», Селима Омаровича Хан-Магомедова «Архитектура советского авангарда». 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *