Культура

Кто они – «Демоны» Врубеля? 

Попросите назвать ассоциации с фамилией Врубель, обязательно услышите в ответ: «Демон». А ещё наверняка будут такие слова как «странное», «таинственное», «мистическое». Так говорили о Врубеле и его творчестве ещё при жизни художника. К слову, большинство современников картин Врубеля не понимало и не признавало его таланта. Исключение составляли немногие, умеющие видеть глубже и отличать настоящее в искусстве от преходящего.  

Сегодня никому не придёт в голову оспаривать талант Михаила Врубеля. Его имя вписано золотыми буквами в историю русской и мировой живописи, а его работам отведены отдельные залы в крупнейших художественных музеях нашей страны. Но по сей день кто-то называет Врубеля гением, а кто-то безумцем. И до сих пор не окончен спор, получил художник свой дар от бога или, наоборот, от тёмных сил, которым посвятил самые знаменитые свои работы. 

Сам Врубель про Демона говорил так: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый».

Художник создал серию своих знаменитых «Демонов» в период с 1890 по 1902 год. Он воплотил Демона из одноимённой поэмы Лермонтова – изгнанника, бесприютного и отверженного, но вместе с тем могущественного. В этом образе внутренняя сила и внутренняя борьба, искания и сомнения, свобода и глубокая печаль. 

Демон сидящий

Самый известный из Демонов – «Демон сидящий». Могучая фигура и стеснённая поза подчёркивают силу. Демон будто прижат сверху, он с трудом вмещается в картину, и создаётся впечатление, что, если он расправит плечи, все рамки будут легко разрушены. Но взгляд его задумчив и грустен, он направлен одновременно и вовне – на дивные цветы, и внутрь. Демон не внушает страха, его лицо абсолютно человеческое. При этом, если тело его мужское, то лицо скорее женское, что наводит на мысли о борьбе двух начал в одном человеке, а также о том, что внутренние метания, искания и сомнения одинаково свойственны и мужчинам, и женщинам. 

Написав «Демона сидящего», Врубель много лет не обращался к этому образу. Пока в 1893 году не получил заказ проиллюстрировать сборник Лермонтова. Его иллюстрации к поэме «Демон» публика не приняла, назвав их грубыми и уродливыми. Однако считается, что никто ни до Врубеля, ни после не смог так точно отразить суть лермонтовского персонажа.  

Демон летящий

Вторая картина из «демонической» серии – «Демон летящий» осталась незавершённой. Демон на ней – спокойный и одновременно грозный – летит над горами. В отличие от «Демона сидящего» в этой картине мало цвета и света, она выполнена преимущественно в тёмных тонах. Эту картину называют одной из самых таинственных работ Врубеля. Во многом из-за того, что замысел художника так и остался до конца не проявленным.  

Демон поверженный

«Демон поверженный» отражает печальный финал лермонтовского героя. Пытавшийся через любовь снова прийти к свету, рискнувший и проигравший Демон падает в ущелье. Его неестественная поза, сломленная фигура, лежащая на навзничь на крыльях, покрытых фантазийным павлиньим оперением, уже почти угасший и пустой, но тем не менее по-прежнему грустный взгляд производят сильные впечатления на зрителя. Многие угадывают в лице «Демона поверженного» черты самого художника, называя картину своего рода автопортретом. Автопортретом, который Врубель писал уже в тот период, когда его терзало психическое заболевание.  

Если внимательно взглянуть на лица героев других картин Михаила Врубеля, почти в каждом из них можно найти черты Демона. Этот образ красной нитью проходит практически через всё творчество художника – одного из самых смелых и нестандартных творцов своего времени, не признававшего канонов и находившегося в постоянном поиске новых форм, во многом определившего путь дальнейшего развития живописи и изобразительного искусства в целом.  

Материал подготовила Надежда Маляр 

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *