Красил заборы, толок краски Айвазовского, три раза поступал в академию художеств, всем сердцем любил Валаам.
Архип Куинджи приобретал популярность упорно и не сразу. Его несколько раз не принимали в Петербургскую академию художеств, а Айвазовский воспринимал молодого ученика как способного «красить заборы». Спустя годы его полотна скупала императорская семья и известный коллекционер П. Третьяков.
Карьера художника начиналась не радужно
Архип родился в достаточно бедной семье сапожника и вскоре остался сиротой, воспитание которого продолжили тётя и дядя. Он начал рано зарабатывать себе на хлеб: гусей пас, имел различные подработки и работал в судьбоносной для него хлебный лавке.
Поминутно увлеченный рисованием, парень произвёл впечатление на хлеботорговца, с которым работал и тот посоветовал ехать из Мариуполя в Феодосию на обучение художественному искусству к Айвазовскому. Архип пошёл туда пешком.
Как известно, он только красил заборы и мешал краски Айвазовскому, а первые уроки живописи подал молодому таланту гостивший в то время родственник Айвазовского – А. Фесслер.
Дальше работа в фотостудии и три попытки поступления в Петербургскую академию художеств. Лишь последняя попытка увенчались успехом – на просмотре обратили внимание на его «Татарскую саклю в Крыму». Куинджи был зачислен вольным слушателем.
В 1750-х годах начинается этап передвижничества в жизни молодого живописца. Целью передвижников было показать в своих картинах реальный мир, без украшательств.
Куинджи как нельзя кстати смог отразить идеи передвижников в своих полотнах «Осенняя распутица», «Чумацкий тракт в Мариуполе», и «Забытая деревня».
Это было самое первое и довольно яркое признание картин художника в обществе
Вскоре живописец отправляется на Валаам, куда потом привезёт и жену, и пишет многие свои известные полотна «о Валааме». Кстати, о них красиво отзывались художники, а для Третьякова это была первые приобретённые картины Куинджи в его коллекции.
Участие в выставках, пик славы, громкие хвалебные слова Парижских критиков на всемирной выставке и скандал с передвижниками. Скандалом и закончился ещё один этап в жизни Куинджи.
Камерная выставка «Лунная ночь на Днепре», очереди на просмотр, всеобщее восхищение, как итог ‐ продажа картины.
В течение нескольких последующих лет живописец пишет множество полотен, но больше не выставляет их.
В 1890-х годах уже сам Куинджи руководит пейзажной мастерской при академией художеств, в которую когда-то поступил с третьего раза.
Последней выставкой художника были «Вечер на Украине» и «Христос в Гефсиманском саду».
В 1908 он основал общество имени Куинджи, которому завещал свои работы, а в 1910 году ушёл из жизни.
Выставки картин художника проходят по сей день и впечатляют зрителей своей необыкновенной задумчивостью и спокойствием.
Материал подготовила Надежда Маляр