Музыка

История одного шедевра. «Лунная соната» 

Людвиг Ван Бетховен – один из величайших музыкальных гениев второй половины XVIII и первой половины XIX века. Немецкий композитор, пианист и дирижёр, последний представитель «венской классической школы». 

Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самыми значительными в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. 

Людвигу принадлежит особое место среди величайших творцов симфонической музыки. Его искусство — искусство нового времени — родилось в годы, озаренные светом идей Великой французской революции, наполненные грохотом наполеоновских пушек. То была великая эпоха. Менялось все: облик Европы, социальный уклад, стиль жизни; революция совершалась в умах людей.

Биография 

Родился Людвиг Ван Бетховен предположительно 16 декабря 1770 года в городе Бонне в Кельнском электорате, княжестве Священной Римской империи. Был крещен 17 декабря 1770 года. 

В течение шестидесяти лет — с 1732 по 1792 год — представители семьи Бетховенов состояли придворными музыкантами у кельнских курфюрстов в Бонне. Дед композитора Людвиг ван Бетховен, фламандец по происхождению. Был сыном торговца кружевами и картинами в городе Мехельне. Он служил в капелле, сначала певцом (у него был бас), а затем — капельмейстером. 

Отец Людвига, Иоганн Бетховен (1740—1792), был певцом, тенором в придворной капелле. Мать Людвига Ван Бетховена, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1748—1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце. Мария Магдалина — один из самых светлых образов на жизненном пути великого композитора. Тихий, привлекательный и кроткий нрав не мешал этой женщине проявлять, когда нужно, большую выдержку, волю и твердый ум. Она была тактична, обходительна и со своими, и с чужими.  

До десятилетнего возраста Людвиг посещал начальную школу, где главным предметом занятий была латынь, а второстепенными — арифметика и немецкое правописание. Исключительный талант мальчика обнаружился очень рано. Его отец, в поисках выхода из материальной нужды, мечтал сделать Людвига «вундеркиндом», вторым Моцартом.   

Занятия музыкой составляли смысл жизни маленького Людвига. Талант импровизации, впоследствии прославивший молодого Бетховена, проявился у него еще в детстве. Началом своей композиторской деятельности Людвиг Ван Бетховен считал 1782 год. Его композиторское дарование развилось позже, чем этого можно было ожидать, если принять во внимание его исполнительский дар, созревший так рано.

Творчество 

Людвиг Ван Бетховен пришел в искусство в пору интенсивного развития инструментальных жанров. В его распоряжении были сложившийся и развитый аппарат симфонического оркестра, новые формы (сонатный цикл), жанры (симфония, соната, квартет, трио), которые таили громадные возможности для раскрытия сложнейших и противоречивых явлений и процессов действительности. К тому времени в сознании общества уже укрепилась мысль о неоспоримых достоинствах инструментальной музыки и ее жанров.  

В наследии Бетховена, насчитывающем сотни произведений, инструментальная музыка заняла центральное место и определила основной вклад Бетховена в сокровищницу мировой музыкальной культуры. 

Наследник Гайдна и Моцарта, Людвиг Ван Бетховен революционизировал жанр симфонии, насытив его напряженной жизнью, высокими гражданскими идеями, философскими раздумьями. У Бетховена всего 9 симфоний, но почти каждая из них — эпоха в истории симфонической музыки. От каждой тянутся нити к творчеству композиторов последующих поколений.

Лунная соната 

Изначально Людвиг Ван Бетховен назвал произведение «Сонатой-фантазией». Широчайшую известность соната получила под именем «Лунной» сонаты. Это название дал ей берлинский поэт Л. Рельштаб, современник и страстный поклонник Бетховена.  

«Лунная» соната принадлежит к числу наиболее популярных произведений великого композитора и является одним из замечательнейших произведений мировой фортепианной музыки. Своей вполне заслуженной славой «Лунная» обязана не только глубине чувств и редкой красоте музыки, но и ее поразительной цельности, благодаря которой все три части сонаты воспринимаются как нечто единое, неразрывное. Вся соната — нарастание страстного чувства, доходящего до настоящей душевной бури.  

Первая часть «Лунной» резко отличается от первых частей других сонат Бетховена. В ней нет контрастов, резких переходов. Неторопливое, спокойное течение музыки говорит о чистом лирическом чувстве. Композитор отмечал, что эта часть требует «деликатнейшего» исполнения. Слушатель точно вступает в зачарованный мир мечты и воспоминаний одинокого человека. На медлительном волнообразном сопровождении возникает полное глубокой выразительности пение. Чувство, вначале спокойное, очень сосредоточенное, разрастается до страстного призыва. Постепенно наступает успокоение, и вновь раздается грустная, полная тоски мелодия, замирающая затем в глубоких басах на фоне беспрерывно звучащих волн аккомпанемента.  

Вторая, очень небольшая, часть «Лунной» сонаты полна мягких контрастов, легких интонаций, игры света и тени. Эту музыку сравнивают с танцами эльфов из «Сна в летнюю ночь» Шекспира.  Вторая часть служит чудесным переходом от мечтательности первой части к могучему, гордому финалу.  

Финал «Лунной» сонаты, написанный в полнокровной, богатой сонатной форме, составляет центр тяжести произведения. В стремительном вихре страстных порывов проносятся темы — грозные, жалобные и печальные, — целый мир взволнованной и потрясенной человеческой души. Разыгрывается подлинная драма. «Лунная» соната, впервые в мировой истории музыки, дает столь редкий по цельности образ душевного мира художника.

«Лунная соната» Бетховена относится к числу наиболее известных произведений композитора. Она является одним из ярчайших сочинений, шедевром мировой музыки. Все три части «Лунной» производят впечатление единства благодаря тончайшей мотивной работе. 

Материал подготовила Валерия Рублевская  

(В статье использованы материалы из книги А. Альшванга «Л.В. Бетховен», А.И. Климовский «Черновая нотная тетрадь Бетховена») 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *