Культура

Отношение к смерти в разных культурах и религиях, символика

Тема смерти самая манящая и в то же время пугающая экзистенциальная тема. Страх смерти самый распространённый из всех страхов. На вопрос для чего человеку смерть и что после неё происходит, есть ли жизнь после, отвечают почти все религии и направления философии. Так называемая в христианстве «жизнь будущего века» или её абсолютное прекращение у буддистов, называемое «нирваной» — концепции отношения к конечности земной жизни человека. 

То, как отвечает на вопрос смерти и относится к ней каждая культура, многое говорит о характере и менталитете носителей этой культуры.  

Совершенно полярное отношение к смерти у западной и восточной культур. Это выражается даже в ассоциации черного цвета со смертью в западной культуре. На Востоке традиционно смерть обозначают белым. В западном сознании конец жизни это скорее повод для скорби и тревоги, чем для светлой грусти. Эта тема более табуирована, чем на Востоке, где к смерти относятся как к освобождению.

Пролитый свет и попытка объяснения напротив помогает не бояться столкновений со смертью близких и даже своей собственной, помогает человеку своевременно отгоревать потерю близкого или преодолеть личностный кризис, верно расставить приоритеты в жизни. 

Задолго до появления христианства в Древнем Египте, а затем и в Греции существовали так называемые «мистерии», скрытые от посторонних глаз таинства, в ходе которых разыгрывались мифические сюжеты, самый известный из них миф о Деметре, потерявшей Кору. Посредством их прохождения во время экстатических танцев человек пытался заполучить опыт познания важнейших тем и в том числе тайну значения смерти. 

Смерть в буддизме

Отношение к смерти в буддизме, например, чуть ли не самое оптимистичное среди всех конфессий мира. Для буддистов смерть – это начало новой жизни переход по колесу сансары, либо высшее благо – нирвана, выход из колеса сансары, вечная свобода. Идеальная смерть для буддиста должна произойти приятно с воскуриваннием благовоний, медитацией и чтением наставлений ламой, не приветствуются слезы и причитания близких. Похоронные обряды у представителей этой конфессии выглядят, скорее, как праздник. Гробы обильно украшаются цветами. Люди, присутствующие на прощании одеты в белую или яркую одежду. 

Смерть в христианстве

В Христианской культуре отношение к концу жизни двоякое. С одной стороны, смерть в обыденной жизни христиан или людей, живущих в постхристианском обществе, сопряжена со множеством стигм, предрассудков, страхов и вины. Смерти боятся, как наказания, о ней мало и неохотно говорят, а то, что закрыто завесой тайн и недомолвок сложно переварить нашей психике.

Однако сама христианская религия, ее тексты говорят нам о том, что смерти бояться не следует, но стоит относиться к ней серьезно, как говорят святые отцы – непрестанно носите память смертную. «Кто имеет у себя перед глазами этот (смертный) день и час и всегда помышляет об оправдании на непогрешительном судилище, тот или вовсе не согрешит, или согрешит весьма мало, потому что грешим мы по отсутствию в нас страха божия» — Святитель Василий Великий. Из этих слов можно сделать вывод, что феномен смерти дает нам пищу для размышлений и помогает держаться человеку нравственных принципов.

Центральный праздник христианской веры – Пасха, призывает нас не бояться смерти, относиться к ней как к переходу в жизнь вечную. Символика смерти в христианстве — это черный цвет – поглощение, уничтожение, скорбь и раскаяние. Однако тут же это и красный цвет – цвет Пасхи, цвет крови, а значит жизни, цвет белый – цвет святости, духовности, очищения, цвет белых одежд воскресшего Иисуса…

Важный символ – крест, распятие. Интересно рассмотреть его детали, чтобы приблизиться к пониманию, что есть смерть для христианина. Над головой у него написано «Ника», что означает победитель, у ног череп и кости праотца Адама, что означает человеческую смерть. Смерть праведная – искупление смерти души. Смерть – переход. Недаром в пасхальных молитвах поется, что он «Смертию смерть поправ и сущем во гробех живот даровав» 

Смерть в Исламе

Ислам же относится к смерти как к часу правды. Мусульмане считают, что тот, кто жил праведно и умирать будет легко и спокойно, а кто жил грешно – уйдет из жизни в муках. Они верят в загробную жизнь – Ахират. «Каждый ощутит вкус смерти…Далее вы возвратитесь к Нам» (29:57) – аят Корана. Для магометанина суд начинается уже в момент смерти, когда к нему по преданию приходит ангел смерти – Азраил с опавшим с древа жизни листом. В погребальной культуре ислама существует традиция Джанза-намаза – поминальной молитвы, в которой звучат просьбы благословить душу умершего, это обязанность близких перед умершим. 

Считается, что депрессия – это в некоем роде тоже смерть, но при жизни

Опыт психической смерти в виде переживания депрессии и символической смерти эго рассматривается Карлом Юнгом как целительный аффект, переживая который человек получает доступ к своей Самости, истинному познанию себя и открытию внутреннего ресурса. 

Неминуемый конец телесного существования рождает понятие времени, в который тоже вкладывается различный относительно к принадлежности к культуре смысл. Если бы не было конца жизни, то и времени бы не было. Смерть заставляет задать каждого человека самый главный вопрос себе: в чем смысл его жизни? Рождает интерес и страсть к ней. Толкает человека на самопознание. Смерть – удивительное явление, которое подчеркивает действительно важное в человеческой жизни. 

Материал подготовила Надежда Маляр 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *