Культура

Виктор Васнецов – гусляр живописи

Имя Васнецова наверняка упомянет каждый наш соотечественник, которого попросят навскидку назвать несколько самых знаменитых русских художников. Ну а если попросят закрыть глаза и представить былинных героев и персонажей народных сказок, большинству из нас сознание подкинет именно созданные Васнецовым образы. Богатыри, Алёнушка, Царевна-Лягушка, Иван Царевич и Серый Волк. Этим и многим другим сказочным героям живописец подарил визуальное воплощение во времена, когда ещё не было ни кинематографа, ни анимации. 

«Гусляр живописи» — так сам себя называл Виктор Васнецов.

Детство

Родившийся в 1848 году в глубинке – небольшой деревеньке Вятского края – художник рос в атмосфере традиционного сельского быта, неотъемлемой частью которого был фольклор. Волшебный мир сказок, мотивы народных песен, старинные поверья завораживали Васнецова с раннего детства, что впоследствии проявилось в его творчестве.  

Будучи сыном священника, Виктор Васнецов изначально планировал пойти по стопам отца. Учился в Вятском духовном училище, а затем — в Вятской духовной семинарии. Параллельно занимался рисованием, любовь к которому им с братом (младший брат Виктора Васнецова Аполлинарий Васнецов тоже стал выдающимся художником) в детстве привил отец. Преподаватель по церковной живописи первым разглядел незаурядные способности своего ученика.

Образование

В итоге духовное образование Виктор Васнецов так и не окончил. Получив благословение отца, бросил учёбу в семинарии на предпоследнем курсе и уехал поступать в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Вступительные экзамены вчерашний семинарист успешно выдержал с первого раза, однако учиться в Академии начал лишь через год. С пути неуверенного в себе Васнецова сбило резкое критическое замечание одного из студентов, и он попросту ушёл, не дождавшись результатов вступительных испытаний. Вернувшись через год, чтобы поступить со второй попытки, он с удивлением узнал, что все это время числится в Академии, и даже прослыл самым нерадивым студентом за систематические прогулы.  

Во время обучения в Академии Виктор Васнецов был удостоен двух малых и серебряных медалей и одной большой. Малыми в 1869 году были отмечены его учебные работы художника, а Большой — картина «Христос и Пилат перед народом» в 1870 году. Через несколько лет пришло и международное признание – в 1874 Васнецов получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина».  

Творчество

Ранний период творчества художника – это в основном жанровые работы, в которых часто затрагивалась тема маленького человека. Среди них знаменитые «С квартиры на квартиру», «Нищие певцы» и другие. И лишь в конце 70-ых годов, после переезда в Москву, Васнецов отходит от бытового жанра и погружается в историю и фольклор – темы, которые его всегда влекли.  

«Как я стал из жанриста историком (несколько на фантастический лад), точно ответить не сумею. Я всегда только Русью и жил. Знаю только, что во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена в Петербурге, меня не покидали неясные исторические и сказочные грёзы», — писал Васнецов.  

Одной из первых работ художника на фольклорную тему стала картина «После побоища Игоря Святославича с половцами», неоднозначно принятая современниками. Чуть позже появились «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». В 1880 году Виктор Васнецов написал свою знаменитую «Алёнушку», в 1889 появился «Иван Царевич на Сером Волке». В 1898 году художник завершил работу над эпохальной картиной «Богатыри». Это полотно размером 3 на 4,5 метра, над которыми он работал четверть века.  

Отдельной темой в творчестве Васнецова являются религиозные сюжеты. К слову, одной из главных своих работ художник считал роспись Владимирского собора в Киеве. Участвовал Виктор Васнецов и в оформлении интерьера знаменитого Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. 

Виктор Васнецов автор ряда известных работ в области архитектуры, занимался созданием театральных декораций и костюмов, создавал иллюстрации к книгам, в том числе к произведениям Пушкина и Лермонтова. Но в первую очередь он остаётся для нас художником, воспевшим красоту и глубину русских сказок и былин, пробуждающим интерес к истории и культуре русского народа. 

Материал подготовила Надежда Маляр 

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *