Культура

Интервью с Kind Photon. Кладбищенский хаос  

Если фразу «совы не то, чем кажутся» изменить, подставив туда слово «кладбища», то это будет самый информативный лид. Сегодня мы поговорим с Kind Photon — человеком, который посещает кладбища в качестве музейного интереса, делает заметки о тех или иных поездках, и фотографирует самые занимательные памятники. Поговорим не только о некрополях, но и о тех стереотипах, которые витают вокруг них. Что самое важное — постараемся их развеять.  
 

Newsforward: Тема у тебя неочевидная, если так можно выразиться. Как ты пришла к ней?  

Kind Photon: Мне кажется, как бы банально это не звучало, всё идёт из детства. Однажды я нашла в домашней библиотеке книгу «Кладбищенские истории». Она была интересна тем, что автор рассказывал от имени двух человек. Под своей фамилией (Чхартишвили) он писал обзоры на кладбища, рассказывал про могилы, подмечал особенности и различая кладбищ, а под псевдонимом Акунин — выдуманную историю, связанную с тем или иным некрополем. В 11 лет это было чем-то вроде интереса. Не к самим кладбищам, а к мистике, магии, чему-то потустороннему. Мне кажется, очень многие люди моего поколения выросли не без участия того же ТВ3, что в свою очередь породило такой интерес. Однако с возрастом моё увлечение не умерло, а трансформировалось.  

Сразу сделаю оговорку, что я всё ещё боюсь сельских кладбищ. Там полно однотипных памятников, которые скорбно смотрят на тебя. Оградки формируют целые лабиринты из которых трудно выбраться. В таких местах действительно некомфортно, но если говорить об уже совсем старых некрополях – это другое дело. Это действительно музей, который можно посетить совершенно бесплатно. Тут можно рассматривать могилы в контексте времени, эпохи, моды; можно смотреть на них с точки зрения того, как хорошо они рассказывают об усопшем. Ну и, в конце концов, можно познакомиться с какой-то новой для себя личностью, ведь если памятник заинтересует — проявится интерес к владельцу. Эта музейная составляющая, как по мне, главная функция кладбища. 

Newsforward: Я сам несколько раз был на кладбищах. Когда рассказываешь кому-то, то встречаешь какое-то недоумение, вопрос, мол, «а что ты там делал?». Ты часто сталкиваешься с таким недопониманием? Как вообще люди реагируют на твоё увлечение? 

Kind Photon: Да, недопонимания очень много. Довольно большой процент людей думает, что поход на кладбище сопровождается: 
а) сатанинским ритуалом; 
б) сходкой готов; 
в) похищением конфет к чаю; 
г) психическим расстройством, потому что это ненормальный интерес. 

Очень часто доводилось слышать про энергетику на кладбищах, мол, она там нездоровая. Так же часто приходилось слышать подколы по типу «да чё далеко ехать-то? сходи на местное!» Мои рассуждения о том, что кладбище кладбищу рознь и для меня это просто музеи будто бы не слышны. Ну, что поделать? Такой уж народ. 

Однако очень радуют заинтересованные люди: они расспрашивают про некрополи, могилы и даже делятся своим желанием съездить туда, посмотреть на памятники великих поэтов, актеров и кумиров детства. К тому же, если честно, с каждым разом у меня возникает ощущение, что вторая группа перевешивает. Ещё есть отдельная тема, как «будь позитивнее». Я не пишу о кладбищах в контексте какой-то скорби, негатива или печали. Я не могу сказать, что это что-то позитивное, как и не могу сказать, что это что-то негативное. Это просто кладбища и они просто есть. 

Newsforward:  Очень здравая позиция, кстати. Никто же не оценивает музеи, как места мрачные или позитивные. Расскажи, пожалуйста, о своей деятельности, связанной с этой темой. 

Kind Photon: Прежде всего я готовлюсь к визиту на кладбище. Читаю про его историю, чем знаменито и про всё то, что может помочь «понять» это место. 
Потом я выезжаю на кладбище и брожу там. В первую очередь, я, как правило, иду к могилам тех людей, которых я знаю и которыми интересуюсь. Затем я могу еще побродить по кладбищу и отснять могилы неизвестных для меня людей, но чьи памятники кажутся мне интересными. Очень занятны максимально старые могилы. Есть в них какая-то величественная эстетика. 
Далее думаю: что я могу дать читателю? Если не могу сказать ничего дельного, то просто выкладываю в Инстаграм красивую фотографию и отмечаю локацию. Так, в основном, со старейшими могилами бывает. Так же, я могу написать пост о том или ином памятнике. Как правило, стараюсь избегать чего-то очевидного. Могу написать про стиль, про антураж, про то насколько «говорящая» могила и так далее. Хочу, чтобы всё было кратко и красиво. Был опыт с написанием общего впечатления о кладбище, но это оказалось не самым лучшим решением. Лучше писать немного про каждый памятник и там же чуть-чуть дополнить о самом месте, чем развозить воду. 
 

Newsforward:  Ты сказала про то, насколько могилы «говорящие». Как много вообще можно сказать о человеке по внешнему виду его «участка»? 

Kind Photon: У меня есть личная классификация. Могилы бывают «говорящие», «намекающие» и «молчаливые». 

Что такое «говорящая»? Это такая могила, где запечатлен род деятельности почившего и/или его личная история. Например, могила бывшего мэра Москвы Лужкова. Памятник буквально обит табличками с его достижениями. Или памятник хирургу Бакулеву, на котором руки держат сердце. Таких говорящих могил много. Например, на Ваганьковском есть целая тренерская аллея. Там каждая могила рассказывает о человеке. 

А вот если посмотреть на могилу Иннокентия Смоктуновского, то мы увидим следующее: нигде не написано кем он был при жизни; никакой архитектурный элемент не даёт подсказок. Могила, по сути, представляет собой большой светлый камень, на котором выбит его профиль, имя и фамилия. Если бы мы не знали кто такой Смоктуновский, то вряд ли сразу прочли кем был этот человек. Тут стоит обратить внимание на участок: он лежит среди других известных людей, его бюст в нетипичной одежде, над ним красиво стоит рябина. Могила намекает: «это не простой человек». 

С «молчаливыми» всё ещё проще. Ни намёков, ни подписей. Как правило, это старые-старые могилы, где нет фото, указаны только имя и фамилия. Форма стандартная — просто красивая или не очень, ничего такого.  

Newsforward: Есть какие-то закономерности на кладбищах? Например, расположения могил на одном кладбище совпадают с расположением на другом. Или вроде того. 

Kind Photon: Тут всё довольно сложно и каждое кладбище индивидуально. Например, Ваганьковское очень большое и старое. И, казалось бы, я упомянула аллею тренеров, но там же лежит Абдулов. По старости захоронений тут тоже сложно выявить какую-то классификацию. Зачастую старые захоронения соседствуют с относительно новыми. Сложно, в общем. В этом плане интересно Новодевичье. Условно его можно разделить на несколько частей: 

а) досоветскую 
б) советскую 
в) постсоветскую 

Кстати, это очень интересно прослеживается в архитектуре. Можно сразу определить где какая зона. Очень ярко выделяется часть с генералами, маршалами и полковниками: очень большие, брутальные, однотипные бюсты. Практически каждый памятник кажется огромным. 

Newsforward: О мёртвых мы поговорили, а теперь давай немного о живых. Какие люди встречаются на кладбищах? 

Kind Photon: Вопреки всем стереотипам, как правило, встречаются интеллигентные, образованные люди. Пару раз мне даже доводилось с ними поговорить. Они спрашивали у меня как пройти к какому-нибудь деятелю культуры или сами рассказывали про памятники. Там ещё часто проходят экскурсии, и слушателей хватает. А вот готов, чёрных магов и похитителей конфет я не встречала.  

Newsforward:  У тебя есть любимая история, связанная с кладбищем? 

Kind Photon: Очень забавный случай был, когда я с подругой гуляла на Новодевичьем. Наш разговор подслушал мужчина. Начал рассказывать про памятники. Он так разговорился, что в итоге показал нам видео с дня рождения Лужкова, на котором лично присутствовал. Рассказывал он интересно и ничего плохого не сделал, но мы немного испугались. Было неловко.  

Newsforward:  Ты уже на всех кладбищах Москвы побывала? Планируешь посетить какие-то в Подмосковье и в других городах? Какие планы на будущее в плане творчества

Kind Photon: Далеко не на всех. Всего на двух крупных: Ваганьковское и Новодевичье (оно очень большое, поэтому была там несколько раз). Ещё была на всяких мелких. Например, остатки кладбища в Коломенском. А планов будь здоров: Троекуровское, Донское, Смоленское, заехать в область к Пастернаку и Евтушенко. Вообще, не хочу останавливаться на России. Собираюсь посетить те самые места из книги, с которой всё началось. 

Примерно так сейчас обстоят дела с московскими некрополями. Мы не стали копать слишком глубоко, ведь иначе это может показаться скучным и нудным для тех, кому такое не очень интересно. Тема дана, а дальше уже читателю решать, насколько сильно погружаться в неё. И если вы хотите узнать больше, то мы советуем почитать Сергея Мохова. Как минимум, его книга «Рождение и смерть похоронной индустрии: от средневековых погостов до цифрового бессмертия» очень интересна.  

Материал подготовил Любомир Сурков 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *