Если вы видели самую знаменитую работу Мунка “Крик”, то поймёте, о чём пойдет речь дальше. Зловещая картина с алым закатом и кричащей человеческой фигурой не может оставить равнодушным. Созданная в 1910 году картина норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка поразила зрителей своей энергетикой и уникальностью. Поклонники его живописи того времени назвали “Крик” настоящей “прелюдией к искусству XX века”, но не критики. В чём же был секрет успеха?
Отец семейства был глубоко религиозным человеком, а его сестре поставили диагноз — шизофрения. Многие члены семьи Мунка не блистали психологическим здоровьем, что не прошло стороной и самого Эдварда, который пытался найти утешение в живописи. Чаще всего, когда речь заходит об Эдварде Мунке, исследователи приписывают ему “биполярное расстройство личности”. Что характеризуется резкой сменой психологического состояния, перехода от мании к депрессии или наоборот. Критики и зрители после ухода Мунка в реалистичную историю сюжетов своих картин (“Созревание”, “Больная девочка”) отстранились от художника. Связано это с не самым приятным изображением тех или иных событий.
Речь же в этой статье пойдет об одном, правда, менее известном художнике, который смог покорить сердца миллионов, сражаясь с болезнью более страшной — шизофренией.
“1939”
Если вы ничего и никогда не слышали о выдающемся художнике Луисе Уэйне, то ничего удивительного. Художник провел остаток своей жизни в психиатрической больнице в Непсбери в Хертфордшире, где было достаточно уютно. На территории больницы был огромный величины сад с прудом, который напоминал Луису о доме, о покойной жене, с которой он провел совсем мало времени. В лечебнице был целый кошачий питомник, около него Уэйн мог сидеть часами. Именно в этом месте его мягкая натура возрождалась, и он продолжал рисовать кошек, вопреки пожирающей изнутри болезни.
Работы того времени часто используют исследователи и психологи, чтобы продемонстрировать различные этапы прогрессирующей шизофрении, чтобы показать, как данная болезнь может расщепить личность человека. Изучение этого заболевания изложено в книге “Шизофрения. Изучение спектра психозов” под редакцией Р. Дж. Энсилла, где говорится именно о расщеплении личности человека.
“1902”
Рисунок “Рождественских котов” удивил всех читателей газеты перед зимним праздником. Необычный взгляд Уэйна на кошек, являющихся на тот момент исключительно животными для отлова мышей в доме, создал новый образ, сделав из них домашних питомцев. Увлечение кошками началось после смерти жены от рака груди. В трагических событиях последних дней её жизни нашлось место светлому лучику, происходившему от поддержки преданного Луиса. Незадолго до кончины Эмили Ричардсон находит у дома маленького котёнка (Питера, как они назовут его позже) и оставляет себе, хотя в то время не было принято содержать кошек. Луис же поддерживает идею жены в последние дни её жизни.
Стоит отметить, что они оба всегда шли против общественных правил и сами, в какой-то мере, были отщепенцами, что нельзя не сравнить с образом котов в ту эпоху. Уэйн в 23 года, вопреки всем правилам и устоям общества, спрашивает руку и сердце гувернантки Эмили Ричардсон, которая была старше на десять лет. Это считалось уже пожилым возрастом. Семья Луиса не одобряла его решения по поводу выбора партнера, поэтому он переехал жить к ней в Хэмпстед, оставив сестер в городе.
“1883”
Увлеченность миссис Ричардсон началась сразу же после её приезда в дом Уэйнов, где она преподавала сёстрам Луиса различные прикладные науки. Довольно быстро и искренне они полюбили друг друга так сильно, что не могли представить жизнь в разлуке. Зависть со стороны сестер, ни одной из которых не будет суждено выйти замуж, неоднократно насаждали Луиса, дело доходило до истерик. После свадьбы в семье Уэйнов произошло горе — одна из старших сестёр в 30 лет сошла с ума. Её отправили в лечебницу, что наложило пятно на их фамилию.
Как в случае с Мунком, в семье Уэйнов Луис не один стал жертвой ужасной болезни. Но можно ли её так называть? Психиатр Jim van Os попытался поменять сложившееся мнение о данном явлении в статье («Schizophrenia is not a disease») “Шизофрения — это не болезнь”
Люди, пытающиеся прожить счастливую жизнь, сталкиваются с большими препятствиями, которые своими ударами по лицу, скидывают с жизненной дороги. От чего же это зависит? Наш мозг проводит свои эксперименты над людьми, подвергая нас страданиям, как психологическим, так и духовным.
Сама история жизни будущего художника началась 5 августа 1860 года в Лондоне. Он был старшим ребёнком в семье. Прогуливая школу, мальчик любил ходить по Лондону и рисовать. После учебы Уэйн поступил в школу искусств Западного Лондона.
Вскоре не стало отца, и Луису пришлось встать во главе семейства, чтобы содержать свою мать и младших сестёр. Он зарабатывал на жизнь, рисуя животных и сельскую местность для журнала “Illustrated Sporting and Dramatic News”. Мало, кто знает, но Луис мог рисовать иллюстрации двумя руками одновременно, что поразило главного редактора.
“I am who I am”
Кошачьи облики были долгое время основным сюжетом картин Луиса. Его привлекали животные и свежий взгляд на них. Будучи убежденным, что наши питомцы встанут на задние лапы и станут “полулюдьми”, он рисовал антропоморфных котов, занимающихся “человеческими делами”. На протяжении жизни Луиса наблюдалась закономерность — чем сильнее жизнь его бьет, тем ярче и популярнее выходят работы. Кошки Уэйна стали настоящими шедеврами искусства, а коты, подражающие людям, вовсе стали “мэйнстримом” в XXI.
***
Луис Уэйн прожил тяжелую жизнь, в конце — концов разделив участь одной из сестер, оказавшись в лечебнице. Трагические события одна за другой добивали психологическое здоровье неуверенного в себе человека, что сказывалось на болезни, но не на творчестве. Большая популярность его работ, к сожалению, пришлась на 90-е годы, после смерти Луиса. Но был бы Луис Уэйном таким популярным гением, коим его чтут фанаты, без своей, как её называют многие, “болезни”?
Материал подготовил Данила Гришечкин