Культура

Трафарет, постер-арт, мурал. 6 техник уличного искусства, которые нужно знать 

Стрит-арт (street-art), или уличное — разновидность современного урбанистического (городского) искусства. Это искусство — одно из древнейших. Вспомним хотя бы настенные рисунки в пещерах. Между людьми активно ведутся споры касательно законности таких рисунков. Противники стрит-арта требуют привлечь авторов к ответственности, другие, наоборот, поощряют деятельность художников. Кажется, этот спор будет вечен.  

Уличное искусство, как и мир — ежедневно развивается. Появляются новые техники нанесения; то, что никогда уличным не было — выходит на улицу. 

Мурал 

Так называют произведения настенной живописи больших размеров. Или очень больших. Чаще всего работы такого масштаба делаются по согласованию и относятся к паблик-арту. 

Один из наиболее ярких представителей — Владимир Абих. Возможно, вы встречали в интернете одну из самых популярных работ художника “Мы — буквы, с нами текст”. Она была нарисована в Томске на стене научной библиотеки Томского государственного университета.  

Вот что пишет художник о том, что его вдохновляло: “Русская культура, на мой взгляд, особенно текстоцентрична. Нам всегда проще вспомнить великих русских писателей, нежели художников. Фраза “Поэт в России больше, чем поэт” не случайна. Писатели в России постоянно занимались не только литературой, но и общественной деятельностью. Идеология Советского Союза также была неотделима от литературы. А последнее заметное явление в российском искусстве — московский концептуализм — также связано с текстами. Даже в уличном искусстве преобладают надписи на стенах.” 

Уличная инсталляция 

Разновидность инсталляции, выполненная в городском пространстве, то есть на улице. Это единственное, чем она отличается от любой другой работы подобного типа. Рассмотрим на примере инсталляцию Владимира Абиха “Памяти этих дней”. Работа представляет слепок лица художника в очках и медицинской маске, тем самым отсылая нас к ковидному локдауну, да и в принципе периоду, когда все люди были вынуждены передвигаться по городу в масках. Необычная инсталляция находится в Санкт-Петербурге по адресу Апраксин переулок, 7. 

Постер-арт  

Направление в стрит-арте, использующее в качестве носителя различные виды бумаги, на которых возможна печать, либо нанесение красок. Плакаты приклеиваются к поверхности с помощью клейстера или простого ПВА. 

В Москве многие жители могут встретить на улицах белые плакаты с красным текстом. Зачастую это короткие остроумные фразы, как принято говорить, “со смыслом”. Это работа Демонов печати (Сергея Бесова и Евгения Перфильева). Проект Партизан пресс — их уличное дитя. Уникальность их работ кроется в оригинальной подаче и замысловатом исполнении. Плакаты выполнены старинными литерами методом высокой ручной печати. Часть тиража клеят на улицах, из оставшихся собирают коллекцию или продают в своем интернет-магазине. 

Трафареты 

Использование трафарета до сих пор остается актуальным для уличных художников. Трафарет — приспособление, использующееся для нанесения на различные поверхности большого количества одинаковых изображений, иногда для достижения специального художественного эффекта. Оно представляет собой небольшой лист из прозрачной плёнки или, чаще, плотной бумаги, в котором вырезаны несколько сегментов, составляющих исходное изображение. Этим термином обозначается и изображение, созданное с помощью данного приспособления. 

В качестве примера рассмотрим работу уличного художника Ильи Мозги “Вообще-то, я тоже против строительства храма на воде”. С помощью трафарета на стену нанесено изображение Владимира Ленина, который, судя по задумке автора, и произносит эту фразу. Таким образом художник «привлек» к дискуссии о храме-на-воде. От лица вождя мирового пролетариата он высказался против строительства культового сооружения в акватории Городского пруда. Граффити находится в Екатеринбурге на улице Пушкина. 

Уличный перформанс 

Разновидность перформанса, исполненная в городском пространстве. В отличие от других направлений, произведением является действие, мероприятие или создание ситуации, свидетелями или участниками которых становятся случайные зрители. Зачастую перформансы в общественном пространстве именуют «акциями».  

В России известными примерами можно назвать акции московских концептуалистовАвдея Тер-ОганьянаАнатолия ОсмоловскогоПетра ПавленскогоPussy Riot, «монстрации» Артёма Лоскутова. Несмотря на ярко выраженную урбанистичность и несогласованность этих акций, стрит-артом их называют редко, что демонстрирует определенные границы этого термина. 

Пример, действие Федора Павлова-Андреевича в октябре 2016 года в Москве. Художник провел семичасовой перформанс, будучи одетым в синюю рабочую униформу с серыми полосками — его подвесили на высоте 20 метров. Оттуда спускалось огромное красное полотно с надписью: “Свободу рабам!”. Таким образом художник хотел привлечь внимание общественности к проблеме трудового рабства в больших городах России. 

Стикербомбинг 

Наиболее партизанский вид уличного искусства. Приклеивание стикеров с изображением (будь то рисунок, фотография, логотип) на общедоступные поверхности: автобусные остановки, столбы, фонари, знаки дорожного движения или стены. Уличные уборщики активно чистят поверхность от стикеров, но стикербомберы не дремлют. Каждый день на улицах появляется огромное количество стикеров. Многие считают стикербомбинг актом вандализма, но наказывают художников за него крайне редко (почти никогда).  

На одном столбе или фонаре собирается целая стая стикеров разных художников. Получается своего рода уличная выставка, свободная от духоты галерей. Наиболее известные стикербомберы в Москве: Тимон Академский, боль, all sity pigeon. 

Материал подготовила Ксения Шевцова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *