Американская мечта довольно сильно изменилась с момента появления этого термина в 16 веке. Адаптируясь и меняясь под гнетом времени, она стала заключаться в том, чтобы прожить идеальную жизнь по плану, иметь финансовый успех, стабильные отношения и большую, крепкую семью. Громко об американской мечте, будущем счастье, вечном, без всякого намека на поражение говорил и писал Ф. Скотт Фицджеральд в «Великом Гэтсби». Однако сегодня разговоров об этом не меньше, особенно после экономического краха 2008 года. Именно это печальное время исследовала американский режиссер Хлоя Чжао.
На 93 церемонии «Оскар» с Фрэнсис Макдорманд получил награды за лучший фильм, лучшую режиссерскую работу и лучшую женскую роль. И это, безусловно, заслуженно. Кинокартина рассказывает зрителю о тех, кто, погрузившись в долги и столкнувшись с потерей работы, не смог оплачивать расходы на свое жилье. Эти современные кочевники представлены очень конкретным поколением. Фильм Чжао заставляет актрису Фрэнсис МакДорманд встать на путь этих реальных людей, создавая документальную фантастику, в которой Ферн, члена этого потерянного поколения, сбегает из своей прошлой жизни в погоне за спокойствием. Стоит отметить, что внешний вид актрисы замечательно иллюстрирует забытых людей Америки: седая, обветренная кожа и будто бы скопившееся пыль в морщинках.
«Земля кочевников»
О Ферн, главной героине фильма, мало что известно, и не так много нужно знать, она – стойкий человек, мало чем отличающийся от кочевников, которые ее окружают. Когда женщина путешествует по великолепному ландшафту Невады, ее личность медленно «строится» через разговоры с персонажами, которые приходят и уходят, как во сне. Ее путешествие — это настоящий медитативный опыт, а каждый персонаж в ее «новой» жизни раскрывает что-то новое о себе и окружающем мире.
Самое интересное, что среди актеров второго плана есть реальные кочевники. Тем самым, режиссер аккуратно стерла грань между реальностью и фантазией. Например, Суанки – жизнерадостная пожилая женщина, путешествующая по Неваде в одиночестве в фургоне с надписью «Веселый Роджер». Она реальный кочевник, который сидит с Ферн в ее фургоне и обсуждает сложности своей жизни, рассказывая ей, что у нее неизлечимая форма рака. А жить ей осталось всего несколько месяцев. В ее голосе есть настоящая искренность, подлинная честность. За кадром женщина рассказывала: «Мне скоро 75 лет, я думаю, что прожил довольно хорошую жизнь, я видела действительно интересные вещи. Кататься на байдарках по всем тем места, семья лосей на реке в Айдахо. Если бы я умерла прямо в этот момент, со мной все было бы прекрасно». Это такая медленная, деликатная и осторожная речь, которая кажется почти неземной. Это слова поистине смиренной души.
Слушать диалоги, написанные Чжао – наслаждение. Каждый разговор наполнен такой значимостью, что каждый персонаж, которого встречает Ферн, мгновенно становится определенным символом и постулатом для зрителя. На протяжении всего фильма мы видим, как женщина находит контакт с окружающей ее природной средой, людьми. Заблудшая личность, обременяющая боль прошлой жизни, которая утихает день ото дня. Все это олицетворяет человека, который решил искать утешение в безмятежной кочевой жизни. Может, это настоящая «американская свобода»? Кажется, что это действительно так, когда Ферн навещает свою сестру в городе и вспоминает об обязанностях и правилах современной жизни в Америке.
Отметим сцену, когда главная героиня, проходя мимо кинотеатра, на светящихся зданиях видит рекламирующийся фильм «Мстители», который хорошо освещает недавние бурные изменения в американском обществе и политике. Все это больше не имеет отношения к новой жизни Ферн, наполненной ностальгией по давно утерянному прошлому, но также и надеждой на прекрасное будущее.
Фильм Хлои Чжао – это картина, как ландшафта современной периферии Америки, так и портрета тех, кто населяет ее пространство. «Земля кочевников» обходит тщетность американской мечты и обращается к самому сердцу американской души.
Материал подготовила Мария Семенова