Первые шаги на пути к успеху
Во времена развития компьютерных игр было создано бесчисленное количество компаний, специализирующихся на разработке игр для разных платформ. Большинство компаний быстро закрывалось, и из прошлых коллективов образовывались новые. Названия крохотных студий периодически упоминались в журналах, а затем, когда студии разрастались, они пестрили во всех СМИ и гордо именовали себя теми, кто перевернул индустрию.
Одна из таких компаний — Gearbox Software — была основана в январе 1999 года пятью коллегами из закрывшейся студии Rebel Boat Rocker: Рэнди Питчфордом, Брайаном Мартелом, Стивеном Балом, Робом Хейронимусом и Лэндоном Монтгомери. Некоторые из них работали в других именитых компаниях до RBR, например, Питчфорд и Мартел работали в 3D Realms, а Монтгомери в Bethesda Software. Gearbox, вышедшая на рынок, прославились своим первым дополнением к культовой тогда игре Half-Life, которое сделали по заказу компании Valve. Последующие две разработки относились к этой же игре и были объявлены официальными дополнениями; прилагался High Definition Pack, улучшающий графическую составляющую игры и портативная версия оригинальной Half-Life.
В 2005 году, в апреле была начата разработка революционной на тот момент Borderlands в жанре научно-фантастического шутера от первого лица с элементами РПГ. Gearbox руководствовалась идеей о слиянии игровых элементов из Diablo и Halo: Combat Evolved, а сеттинг создавался под впечатлением Mad Max. Активная разработка игры началась только после увеличения штата сотрудников. Спустя два года игру представили на Games Convention.
Изначально Borderlands была выполнена в реалистичной стилистике. Брайан Мартел предложил использовать технологию сел-шейдинга — тип рендеринга, в результате которого компьютерное изображение имитирует рисование вручную. Именно эта задумка и стала визитной карточкой будущей культовой франшизы.
От Пандоры до Элписа
В каждой игре есть четыре основных персонажа, и только в двух частях два дополнительных. Игрок берёт на себя роль отважного Искателя Хранилища, который ради удовлетворения своих интересов отправляется в приключение по планете.
Игра начинается с Borderlands — научно-фантастической эпопеи: в далёком будущем несколько кораблей колонизаторов отправились на тихую планету Пандора на краю галактики. Колонисты искали лучшей жизни и обширных залежей минеральных ресурсов, которыми мог воспользоваться каждый желающий. Обосновавшись на Пандоре, они понимают, что здесь нет ничего, кроме парочки инопланетных развалин. Богатые тут же возвращаются восвояси, а бедные остаются выживать, погрузившись в хаос и беззаконие. Те поселенцы, что прознали о инопланетных развалинах, и верят, что в них можно отыскать неземные технологии, пытаются разбогатеть; остальные же ждут, когда первые что-либо найдут, чтобы ограбить и убить приключенцев. Пандора медленно двигается по своей орбите, зима сменяется весной, и из спячки выходят ужасные твари.
Луч надежды забрезжил на горизонте, стоило героям отыскать на пригорье таинственное Хранилище. Пошла молва, что там находится огромное количество инопланетных технологий, несметные богатства и тайные знания. Но как только охочие за добычей заходили в Хранилище, то моментально умирали от лап Хранителя. Единственная подтверждённая информация об открытии Хранилища — прерванная радиопередача, в которой говорилось о его величии, но не о местоположении.
Четыре Искателя Хранилища начинают свой путь в автобусе, разъезжающем по пустынным дорогам Пандоры. У каждого из них свой специальный навык, своя история и свой характер. Персонажи взаимодействуют и друг с другом, и с окружением. Яркий пример: если играть в компании с друзьями, то неигровой персонаж по-разному отреагирует на каждого игрока и по-разному будет вести с ним диалог.
Следующая часть в хронологии сюжета Borderlands: The Pre-Sequel. В ней игрок узнаёт историю простого программиста компании Гиперион — Джона, который хотел найти секретный артефакт в Хранилище. Шесть Искателей помогают Джону в его поисках и открывают новое Хранилище на планете Элпис. В этой же игре неуверенный в себе Джон кардинально меняется и становится главным антагонистом серии Красавчиком Джеком.
Далее — Borderlands 2, в которой новые шесть Искателей борются против Красавчика и пытаются отыскать Хранилище раньше самого Джека. Действие происходит снова на планете Пандора, которая кишит бандитами и опасными тварями, бой с которыми не всегда лёгок.
Последняя часть, вышедшая в 2019 году — Borderlands 3. Новые Искатели, новые антагонисты — близнецы Калипсо, брат Трой и сестра Тайрин, новые враги, планеты, оружие. Появляются и старые герои, которые оставили след в истории Искателей и Хранилищ, но нет лишь одного главного персонажа, сделавшего квадралогию Borderlands широко узнаваемой.
История, написанная победителями
Ознакомившись с основной информацией, стоит перейти к теме, которая волнует больше всего — является ли Красавчик Джек настоящим злодеем?
Для анализа стоит взять две игры, в которых фигурирует Красавчик Джек, и в которых он является живым. А также, на оценке его поведения на протяжении всей игры и общения с игроком, установить его реальные психические заболевания. Во второй части квадрологии мы встречаемся с уже состоявшимся злодеем и главой корпорации Гиперион, у него уже оформившиеся характер, цели и желания. В этой части перед игроком предстаёт настоящий Злодей со скачками настроения, повышенной агрессией, чувством собственной важности и, как ни странно, чувством одиночества и скуки. Это четыре из девяти симптомов пограничного расстройства личности. Стоит упомянуть также о его бабушке, которая воспитывала детей с помощью электротопора. В открытом доступе предоставлены сведения о том, что около 36% серийных убийц были подвержены в детстве физическому насилию, а ещё больше — психологическому. Помимо серийных убийц, физическое насилие над детьми является катализатором для психических отклонений в будущем: депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство или посттравматическое стрессовое расстройство и т.д. Джек проявляет признаки пограничного расстройства личности, и они совпадают с тем, что написано в «Диагностическом и статистическом справочнике ментальных заболеваний, пятое издание» (DSM-5).
Однако, это то, что мы видим в Borderlands 2, первое впечатление, которое он производит на нас.
Стоит отправиться в Borderlands: The Pre-Sequel, в которой игрок начинает знакомство с парнем по имени Джон. Он работает на Гиперион, является рядовым программистом, который обладает невероятной харизмой, амбициями и жгучим желанием найти очередное Хранилище, но уже на Элписе — спутнике Пандоры.
В этой игре нашим антагонистом становится полковник Зарпедон с её наёмной армией Последнего Легиона. Она знала, где именно находится Хранилище и желала уничтожить его. Зарпедон захватила «Гелиос», обстреливала Элпис из орбитальной пушки и пыталась стереть в порошок не только вездесущего Джона, но и нанятых им Искателей.
В самом начале игры Афина — та, кто рассказывает историю о Джоне другим Искателям, — сказала: «Однажды, я получила предложение о работе от программиста Гипериона». На вопрос Лилит о том, что же она обнаружила, Афина ответила: «Героя».
Джон в этой истории тот, кто пытается спасти других, защитить людей на Элписе от невероятно мощного оружия — орбитальной пушки, которая способна уничтожить Хранилище и Элпис; он был тем, кто извинялся за то, что стреляет в других. Именно он давал шанс людям, но моментально получал в ответ лишь предательство. Именно Джон спасает Искателей с захваченной станции Гелиос, подсказывает куда идти, помогает с боеприпасами, информацией и всячески поддерживает на протяжении всего путешествия.
В жизни Джона есть люди, которые сами сделали из него того, коим он предстал игроку во второй части.
Первый человек — родная бабушка, издевавшаяся над ним в детстве.
Второй человек — Мериф. После того, как Джон получил информацию от лживого коллеги, тот попытался выстрелить ему в спину. Второе предательство, меняющее его отношение к своим коллегам. Становится сложнее доверять другим людям, потому что никогда не знаешь, что можно получить от них в ответ.
Его старые коллеги — Лилит и Ролланд, и его бывшая подружка Мокси решают устроить диверсию. Казалось бы, что всю игру они находятся на одной стороне с Джоном, помогают спасти Элпис от неминуемого разрушения, но в самом конце они подставляют и Джона, и игрока, оставляя их практически в эпицентре взрыва.
Преданный всеми, Джон меняется, меняется его философия жизни, его взгляд на те вещи, о которых он ранее даже не задумывался. Из уст человека, ненавидящего насилие, вскоре игрок слышит фразу: «Оставь своих врагов живыми, и они непременно ударят тебе в спину». Предательство оставило свой след, сделало из Джона человека, который уже никому не мог доверять.
Последнее, что он испытал, что стало переломным моментом в его жизни — боль, гнев и жажду возмездия.
Найденная в Хранилище Элписа реликвия позволяла получить знания, а также увидеть будущее. Именно в этот момент, когда Джон получал знания о Хранилищах на Пандоре и Воине — непобедимом существе, которое можно приручить, Лилит появилась из ниоткуда и впечатала раскалённую реликвию в лицо Джона, навсегда его изуродовав. После этого рождается Красавчик Джек. И всё, чего он хочет — мести.
Во второй части Джек имел свою философию. Он жаждал освободить Пандору от бандитов и опасных созданий с помощью оружия из Хранилища. Воин должен был очистить планету, навести порядок. Пандора — опасное место, кишащее не только монстрами, но и враждующими фракциями, на этой планете выживает только сильнейший, а тайники с природными сокровищами разоряются. Джек раз за разом повторяет, что Искатели Хранилищ — бандиты и должны умереть, а всё потому что он попросту боится, что мощнейшее оружие попадёт не в те руки, и на планете не только возродится истинный хаос, но она вовсе может быть уничтожена.
Джек видел будущее с помощью реликвии, он видел, что ему суждено умереть, но до конца преследовал одну единственную цель: воссоздать мир на Пандоре. Люди не хотели мира, не желали слушать Джека, который являлся истинным героем.
Как сказал Винстон Черчилль: «История пишется победителями» и, к сожалению, Красавчик Джек проиграл безумной толпе, возглавляемой жадными бандитами, именующими себя спасителями Пандоры.
Материал подготовила Сара Цукер