Наверняка большинству знакомо имя мексиканской художницы Фриды Кало. Многих привлекает своеобразие и оригинальность её картин. Однако далеко не всем известно, сколь трудный жизненный путь пришлось ей пройти, чтобы стать той, которой восхищаются люди по всему миру. В этой статье я хочу рассказать историю жизни хрупкой девушки со стальным внутренним стержнем, которая сумела не только не потерять веру в прекрасное начало мира, но и сама создавала искусство.
Детство и юность
В 1907 году в пригороде Мехико на свет появилась девочка. В своей семье она была третьим ребенком. Уже в 6 лет ей пришлось перенести тяжелое заболевание — полиомиелит, оставивший свои последствия в виде хромоты на всю жизнь.
В 15 лет будущая художница поступила в Национальную подготовительную школу в Мексике, считавшуюся одним из лучших учебных заведений. Она хотела изучать медицину. Однако судьба распорядилась иначе. В 1925 году Фрида Кало попала в ужасную аварию, пока ехала на автобусе. Транспортное происшествие обернулось для неё настоящей катастрофой: в результате дорожного столкновения девушка получила тяжелейшие травмы позвоночника, ребер, таза, внутренних органов. Такого количества повреждений с лихвой хватило бы на несколько человек.
Последствия в виде хронических заболеваний, возникших по причине многочисленных травм, тянулись за девушкой всю ее жизнь. Почти год после трагедии она была прикована к постели, перенесла огромное количество операций. Однако именно в этот сложный период проявился её интерес к миру искусства и творчеству. Лёжа в постели, девушка начала заниматься рисованием. Для неё был создан специальный подрамник, позволявший ей писать картины, не вставая с кровати.
Фрида Кало за работой
«В моей жизни было две аварии…»: Фрида и Диего
В 1929 году Фрида Кало вступила в брак с художником Диего Риверой. Разница в возрасте между ними составляла больше 20-и лет. Супругов объединила их профессиональная деятельность и политические убеждения: оба поддерживали коммунизм.
В 1930-х годах художница переехала в США вместе с мужем, однако в этой стране она чувствовала себя некомфортно. Для нее оставались важными особенности и культурные ценности ее Родины, что она подчеркивала, одеваясь в национальные костюмы. Свои чувства и ощущения она выразила в одной из своих картин, где нарисовала себя, стоящую между двух миров. «Я могу быть в Америке, но там висит только мое платье, моя жизнь — в Мексике» — так она описывала время, проведенное в США.
«Автопортрет на границе между Мексикой и США» (1932)
Отношения с Диего Риверой нельзя было назвать легкими. У него было много женщин, он изменял Фриде даже в те периоды, когда они состояли в браке. Фрида говорила следующее: «В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего».
В определенный момент Диего и Фрида развелись и расстались на некоторое время. Есть разные предположения о том, что у каждого из них были романы на стороне. В частности, бытует версия, что толчком к разводу послужил эпизод измены Риверы с сестрой художницы. Также были измены и со стороны Фриды. В 1937 году в доме супружеской четы некоторое время жил Лев Троцкий – советский государственный деятель, искавший политическое убежище. Между ним и Фридой Кало завязалась любовная интрига. Возможно, это была некая форма мести по отношению к супругу за его разгульный образ жизни.
«Две Фриды» (1939)
Несмотря на трудности в отношениях, взаимные обиды и ссоры, Диего и Фрида вновь сошлись спустя некоторое время после расставания. Свою боль художница выражала в достаточно откровенных картинах, открывая то интимное и личное, что терзало ее. «Я пишу себя потому что являюсь темой, которую знаю лучше всего» — так говорила Фрида о своем творчестве.
«Диего и я» (1949)
Персональная выставка
Ближе к 1940-м годам творчество Фриды начинает набирать популярность. Ее картины выставляются в Париже, музей Лувра приобретает одну из них. Однако в этот период дали о себе знать проблемы со здоровьем: физическое состояние художницы ухудшилось. Ей пришлось перенести несколько серьезных операций, употреблять большое количество обезболивающих, чтобы справляться с физическими мучениями. Позднее она пережила ампутацию ноги, которую пришлось сделать из-за гангрены. А незадолго до смерти попала в больницу с пневмонией, окончательно подкосившей ее здоровье.
В 1953-м году, когда состоялась первая персональная выставка работ Фриды Кало в Мехико, художница не смогла самостоятельно прийти на нее. Ее принесли на больничной койке. Однако она была счастлива, так как исполнилось одно из ее главных желаний: она получила признание на Родине, которую любила и ценила всю свою жизнь.
«Надеюсь, уход будет удачным»
Фрида Кало умерла в 1954 году. За некоторое время до смерти она сделала следующую дневниковую запись: «Надеюсь, уход будет удачным, и я больше не вернусь». Достаточно провокационные слова, которые можно интерпретировать двояко. Однако хочется видеть в этих строчках положительный смысл. Воспринять их как слова человека, который, предчувствуя скорый уход и подводя жизненные итоги, понимает, что смог реализовать свой потенциал за отведенное ему время.
С 1955 года «Голубой дом», в котором жили Фрида Кало и Диего Ривера стал музеем, посвященным художнице.
«Автопортрет, посвященный доктору Элоессеру» (1940)
Фрида Кало – один из примеров выносливости и мужества. На ее долю выпало много испытаний, связанных как с физическим состоянием, так и с духовной сферой. Несмотря на это, она продолжала творить, верить в лучшее и не терять веселого настроя. Фрида Кало умела выразить свои переживания через искусство, сублимируя то, что чувствовала в краски на холсте. Ее автопортреты можно назвать откровенными и очень личными, однако в них часть людей может найти свои собственные переживания. Фрида Кало не боялась показать миру ту боль, которую испытывала, через свои картины. Однако в жизни оставалась стойким человеком, не жалующимся на судьбу.
Фильм о биографии
В 2002 году в прокат вышел фильм режиссера Джули Тэймор «Фрида», повествующий о жизни художницы. Фильм рассказывает ее биографию через искусство, которое она создавала. Ведь Фрида Кало фиксировала на картинах практически каждый свой жизненный этап. Определенно рекомендую к просмотру тем, кому интересно такое направление, как сюрреализм, и, в частности, судьба одной из известнейших художниц XX века.
Кадр из фильма «Фрида» (2002 год)
Материал подготовила Анастасия Шеина