Кино

Депрессия и конец света: фильмы Ларса фон Триера и Даррена Аронофски

Тема конечности бытия часто поднимается в различных трудах, в частности, в искусстве и кинематографе. Ларс фон Триер и Даррен Аронофски. Датский и американский режиссеры, известны своими весьма специфическими картинами. Они обращаются к социальным темам, показывают жестокость и алчность людей. Многие их фильмы тяжело смотреть с психологической точки зрения, потому как они буквально выворачивают наружу человеческие пороки, демонстрируя то дно, на которое способны опуститься люди.  

Я хочу рассказать про две философские драмы, в которых режиссеры поднимают тему смерти, одиночества, бессилия, любви и надежды. Я рассмотрю две картины: фильм «Меланхолия» (2011) Ларса фон Триера и фильм «Фонтан» (2006) Даррена Аронофски.  

Режиссер Ларс фон Триер 

«Меланхолия» (2011): катастрофа внутри и снаружи 

На мой взгляд, этот фильм метафорично раскрывает суть такого психологического заболевания как депрессия. Конечно, с этой точкой зрения можно поспорить. Кроме того, в фильме можно найти и другие смыслы. Например, идею о конечности жизни и сложности принятия этого. Проблемы адаптации в социуме, попытки найти свое место в жизни и неспособность интегрироваться в принятые стандарты.   

Кадр из фильма «Меланхолия» (2011) 

  Фильм начинается со свадьбы главной героини – Джастин. Казалось бы, радостное событие, которое должно приносить удовольствия и море позитивных эмоций. Учитывая тот факт, что изначально девушка говорит, что хочет выйти замуж и любит своего молодого человека, странно то, что очень скоро она становится отрешенной и перестает интересоваться происходящим. Посреди празднества она просто уходит и запирается в ванной комнате, предаваясь своим мыслям. При этом уверяет, что ничего страшного не произошло и все в порядке.  

Внутри нее словно резко перегорела лампочка, позволявшая ей короткое время вести себя, как подобает, как ожидают от нее другие. Становится очевидно, глубоко внутри ей абсолютно все равно, что с ней будет. На самом деле, ей не нужна эта свадьба. Возможно, она согласилась на нее лишь потому, что надеялась получить хоть какие-то эмоции. 

Кадр из фильма «Меланхолия» (2011) 

Внутренняя драма героини перекликается с внешней: к Земле летит метеорит, который может навсегда уничтожить планету. Ближе к финалу раскрываются внутренние страхи и проблемы каждого героя. Фильм ставит вопрос: что же делать, если конец кажется столь неминуемым и страшным? 

Режиссер Даррен Аронофски 

«Фонтан»: философская притча о жизни и смерти 

Фильм демонстрирует три сюжетных линии, перекликающиеся друг с другом. Первая линия – реальность, в которой главный герой, Том, пытается найти лекарство от прогрессирующей опухоли мозга, которой страдает его возлюбленная, Иззи. Вторая – это метафорическая притча, которую пишет Иззи, пытаясь принять свою болезнь и возможную кончину. Третья – сны, которые видит Том, которым все больше овладевают отчаяние и страх за жизнь любимой.  

Кадр из фильма «Фонтан» (2006) 

Через образы и метафоры, через демонстрацию борьбы с заболеванием, режиссер раскрывает такие темы, как умение отпускать любимого человека, необходимость научиться смиряться с неизбежным. Несмотря на то, что завязка кажется достаточно трагичной, финал лишен пессимизма и мыслей о безысходности. Скорее, напротив, демонстрируя сложную ситуацию, режиссер подводит жизнеутверждающий итог о ценности существования и умении радоваться времени, проведенному на земле.  

Интересным моментом в фильме является визуальная составляющая. Дело в том, что перед режиссером стояла задача снизить расходы на производство картины по причине ограниченного бюджета. А потому для съемки некоторых сцен вместо компьютерных спецэффектов создатели использовали макросъемку химических реакций. Это добавляет фильму оригинальности и дает понимание того, насколько ответственно и творчески люди подходили к созданию картины. 

Кадр из фильма «Фонтан» (2006) 

  Каждая из этих драм определенно заставит глубоко задуматься о месте человека в безграничной вселенной, которая показывает себя в самых разных аспектах. На этой планете люди имеют возможность испытать широкий спектр эмоций и ощущений, но есть вещи, над которыми человечество не имеет власти. На вопрос, стоит ли этого бояться или лучше принять, как данность существования, каждый из режиссеров пытается ответить по-своему.  

Материал подготовила Анастасия Шеина

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *