После долгих лет распространенного по всему Советскому Союзу научного атеизма религия, словно сдерживаемая хлипкой преградой река, с новой силой хлынула в массы в 90-е годы. Власти, дабы отвлечь народонаселение от творящихся на фоне «шоковой терапии» и смены государственного строя ужасов, активно поддерживали этот процесс. РПЦ, как самая крупная религиозная организация в стране, быстренько стала тем самым столпом, поддерживающим новую власть. Положение ее вмиг стало настолько прочным, что Архиерейский собор принял «Социальную доктрину Русской Православной Церкви» – документ дерзкий даже по отношению к «барину» в виде государства. В нем описывались очень спорные моменты: например, что сначала идет власть церковная, а затем уже светская.
Высшие чины, однако, протеста подобным смелым высказываниям не выказали, наоборот, «Социальная доктрина» пришлась им по душе. Был взят курс на ещё более тесное сотрудничество с Русской Православной Церковью.
Эта коллаборация привела к тому, что постепенно религия начала проникать в абсолютно все сферы жизни, в том числе и в образование. Реформы образования включают в себя (помимо всего) внедрение в школьную программу различных предметов, связанных с поднятием «уровня духовности» у детей и подростков.
Очень красноречивый пункт в «Социальной доктрине РПЦ», связанный с образовательными организациями: «Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы. При этом Церковь считает недопустимой намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир (см. XIV.1). Не должно повторяться положение, характерное для многих стран в ХХ веке, когда государственные школы были инструментами воинственно-атеистического воспитания. Церковь призывает к устранению последствий атеистического контроля над системой государственного образования».
Отказ от научного представления о мире – вот главный посыл РПЦ
Сколько бы научное сообщество ни билось, сколько бы ни призывало остановить этот процесс, ничего не вышло. В младших классах ввели предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в гуманитарных классах ввели курс «Религии России».
Основным предназначением курса ОРКСЭ, по словам авторов учебников и занимавшихся внедрением данного предмета министров, является духовное воспитание и социализация личности. Но, дети как хулиганили, так и продолжают в том же духе.
Не стоит забывать и о том, что в учебном плане время весьма ограничено. Хотят ли родители, чтобы ребенок занимался теологией и религиоведением, нежели математикой, историей, физикой и другими науками?
До сих пор живут и процветают воскресные школы, православные гимназии и прочие религиозные учебные учреждения. В этих учебных заведениях студенты получают зачастую искаженную или ложную информацию об истории нашей страны и нашем обществе. Например история трех революций, случившихся в России в начале XX века. Тут и поиск «сатанинских символов» в коммунистической красной звезде, и причисление революционеров (особенно Ленина) к дьяволам, и т.д., т.п.
Сложно предположить, какие знания в итоге оседают в головах учащихся заведений с религиозным уклоном, при том, что информацию молодые люди черпают зачастую лишь в своём учебном учреждении (из-за запрета на пользование гаджетами и интернетом). Однако подобные искажения не смущают министерство образования .
Как и со всем навязывающимся, случается обратная ситуация: с каждым годом она вызывает у молодых людей отторжение. И чем более массированной будет атака на их сознания, тем сильнее будет противодействие. Но это пока. Разумеется, полностью перечеркнуть достижения прогресса и подчинить школы церкви не удастся. Но сколько шагов назад уже сделано? А ведь каждый из этих шагов делает наш будущий путь к обществу, свободному не только от эксплуатации, но и от всевозможных предрассудков, ещё более долгим и тяжёлым.
Материал подготовила Екатерина Куфтина