Наука и технологии

Опасность лженауки

Что движет псевдоучеными, которые транслируют откровенно опасные мысли? Почему в последние три десятилетия количество лжеученых увеличилось? В чьих интересах трудятся эти «светила науки»? Попробуем разобраться. 

Объективность, доказательность, рациональность, системность, прогрессивность – именно этими признаками обязано обладать научное знание, чтобы стать частью научного мира и быть признанным научным сообществом. Если присутствует хотя бы минимальное отклонение от вышеперечисленных критериев, знание считается антинаучным, «бракуется». 

Адепты псевдонауки активно докапываются до этого перечня и пытаются опровергнуть его эффективность. Они утверждают, что непредвзятое изучение нашего мира попросту невозможно, т.к. мы всего лишь люди, имеющие субъективное восприятие окружающей среды. Поэтому даже запахи и цвета для каждого конкретного человека представляются по-своему. Из этого вытекает, что во многих методах эмпирического познания будет присутствовать толика (или больше) субъективизма.  

Среди лжеученых популярно мнение, что сама наука постоянно меняется, совершенствуется и выходит на новый уровень. Именно поэтому концепция «признания» научным сообществом какого-то знания не должна существовать априори.  

https://2.bp.blogspot.com/-h3Tjm8RMFWk/WeULMJ76IcI/AAAAAAAAIrI/Vr_r6G1GEpAf2lnlmdXsbptpr2dkA_3ZACLcBGAs/s1600/TinfoilHat.jpg

Как и в любой деятельности, в лженауке присутствует определенное количество искренне заблуждающихся адептов

Но, к сожалению, из всего «сообщества» невинных жертв собственной наивности – лишь единицы. Большая часть увлекается псевдонаукой не сколько из-за действительной веры в нее, а из-за личных корыстных интересов.  

Кто-то пускает в дело учёные степени для обогащения. Кто-то – ради приобретения «веса» своего политического авторитета. Некоторые, не стесняясь, даже пускаются в откровенную пропаганду, дабы угодить правящему классу (взять тех же Старикова или Дугина). Подобные им мошенники, прикрываясь «традиционными ценностями», религией и «защитой чести России», вливают в головы граждан откровенную ложь и опасные мысли.  

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что процветание лженауки переплетается с интересами высших слоев нашего общества, а это означает, что и с капиталистической системой. На это адепты псевдонауки могут воскликнуть про «идеологизированность» советской науки, но в плане этой самой «идеологизированности» нынешние лжеученые могут спокойно посоревноваться. Современные учебники (особенно по истории) тому яркий пример. 

Лженаука превращает народ в безвольное стадо, которое не может отличить правду от мракобесных россказней. Это полезно для высшей власти – куда легче управлять глупыми овцами, чем думающими и анализирующими людьми.  

Псевдонаука наносит огромный удар по образованию и здравоохранению уже сейчас. Сколько неграмотных специалистов выпускают ВУЗы, обучающие своих студентов народной медицине и гомеопатии? Хотели бы вы оказаться на приеме у такого специалиста? 

Из-за шарлатанов страдают настоящие ученые

http://s.fishki.net/upload/users/2018/09/14/1525634/0aabd6f767d66184606b61e2ccc46b6d.jpg

Чтобы победить псевдонауку необходимо кардинально изменить сложившуюся образовательную систему. Закрыть факультеты и кафедры теологии в светских образовательных учреждениях. Лишать научных степеней всех, кто получил их с помощью кумовства и взяточничества. Организовать научно-популярный портал, на котором разоблачались бы псевдонаучные учения и теории, публиковались бы списки  псевдоучёных. 

Силам здравомыслия нужно защитить общество от распространяющегося мракобесия и варварства. Необходимо очень постараться, чтобы вывести всю ту заразу, что уже пустила корни во всех сферах науки. Потому что с каждой новой опубликованной лженаучной книгой или статьей, с каждой придуманной новой псевдонаучной теорией и проведенным семинаром будет все сложнее дать псевдонауке бой. 

Материал подготовила Екатерина Куфтина

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *