От Дракулы до Эдварда: все разновидности кровососущих.
Вампиры появились в мифологии европейских народов ещё очень давно. Как их только не называли: упыри, вурдалаки, стригой… Тогда этих хищных паразитов боялись, их считали ночными кошмарами, но вовсе не старались романтизировать, как сейчас.
Как же так вышло, что ночные кошмары стали поп-звёздами?
Тема вампиризма в искусстве стала подниматься в середине XVIII века, особенно в поэзии. Она нашла отражение в балладах и стихотворениях Готфрида Августа Бюргера («Ленор»), Гёте («Коринфская невеста»), Роберта Саути (поэма «Талаба Уничтожитель»)…
Настоящий расцвет вампиризма в литературе случился в XIX веке. Началось всё с поэмы «Гяур» лорда Байрона, которая затем вкупе с образом самого поэта легла в основу истории «Вампир» Полидори (1819). Именно «Вампир» Полидори наиболее похож на тот типаж, к которому мы привыкли: главный герой – вампир лорд Рутвен – умён, хитер, обаятелен и красив.
В 1820 году вышло продолжение от другого автора, которое затем было адаптировано для сцены и стало первым спектаклем о вампирах. К этой истории даже приложил руку сам Александр Дюма, переписав историю в пьесу «La vampire» в 1851 году.
В 1871 году выходит знаковый роман Шеридана Ле Фаню «Кармилла», который впервые представляет вампиршу с лесбийскими наклонностями и явным эротическим подтекстом.
А в 1897 году выходит, пожалуй, самое знаменитое произведение о вампирах – роман Брэма Стокера «Дракула».
Первоначально местом действия была не Трансильвания, а Штирия, в чём чувствовалось влияние «Кармиллы», где события происходили в Штирии. Однако затем писатель познакомился с историей и фольклором Восточной Европы, внимательно изучил информацию о Владе Цепеше и решил изменить свой замысел.
«Дракула» снискал успех, однако не оглушительный. Брэму Стокеру даже писал сам сэр Конан Дойль и называл его произведение лучшим готическим романом последнего времени.
Всемирную славу роману принесли экранизация «Носферату, симфония ужаса» в 1922 году и постановка «Дракула» в 1924. После этого образ вампира-аристократа прочно поселился в кинематографе и литературе. А также накрепко связался с образом несметных богатств и эротикой.
В 1950-х годах стал популярен аналитический подход к природе вампиров – благодаря романа Ричарда Мэтисона «Я – легенда», где герою в апокалиптическом Лос-Анжелесе приходится защищаться от нежити и разгадать секрет их биологии.
Затем вампирская тематика получила новый расцвет в конце XX века. Сразу несколько знаковых произведений вышли на свет.
Это, конечно же, «Вампирские хроники» Энн Райс – целая серия готических романов, где вампиры показаны как эстеты и способны на сочувствие, а не только на кровожадную жестокость. В 1994 году по роману «Интервью с вампиром» сняли одноимённый фильм, который и сейчас считается бессмертной вампирской классикой, а главный герой Лестат – таким же символом, как и Дракула.
В 1991 году вышла трилогия «Дневники вампира» писательницы Лизы Джейн Смит. Наибольшую известность этот цикл получил после появления одноимённого сериала о сложных взаимоотношениях смертной девушки Елены и двух братьев-вампиров Дэймона и Стефана Сальваторе.
Ещё одним всемирно известным романом о вампирах стали «Сумерки» Стефани Майер, опубликованный в 2005 году. Одноимённый фильм, снятый в 2008 году, вновь подогрел интерес к этой теме.
Кроме книг и кинематографа, вампиры активно «засвечивались» в комиксах («Морбиус», «30 дней ночи»), в театре (мюзиклы «Бал вампиров», «Дракула: между любовью и смертью», «Дракула: Любовь сильнее смерти»), в японской манге и аниме («Хеллсинг», «Ди, охотников на вампиров»), в музыке и в компьютерных играх.
Пожалуй, компьютерные игры многое сделали для развития и популяризации темы вампиров. Многие знаменитые ролевые игры используют эти образы: вампиры есть во вселенной «The Elder Scrolls» и в настольной игре «Dungeons&Dragons» (там есть даже отдельный вампирский сеттинг «Рэйвенлофт»).
Целая настольная игровая система «Vampire: The Masquerade», а так же одноимённые компьютерные RPG-игры рассказывают о тёмной стороне современного мира, где живут разные кланы вампиров, оборотни, призраки и другие сверхъестественные существа.
Игра и аниме «Castlevania», которые рассказывают историю Дракулы по-новому.
Мода циклична. Вампиров это тоже касается. Они существовали в жизни человека ещё с древних времён, сначала как ночные кошмары, а затем как готические создания, опасные и привлекательные. Сейчас уже трудно представить, чтобы эта тема когда-нибудь исчерпает себя, ведь человеческая фантазия воистину безгранична.
Материал подготовила Камилла Фомичева