В России

История русской секты, искалеченной своими убеждениями

В современной России не осталось настоящих членов секты скопцов. Но в 19 веке, по некоторым данным, эта организация, верившая в отпущение грехов кастрацией, насчитывала до миллиона членов. 

«Я не отец греха: прими мой поступок, и я признаю тебя своим сыном». По легенде, именно так сказал русскому царю Павлу I основатель мистической секты скопцов, крестьянин Кондратий Селиванов. Император не был впечатлен учением Селиванова и отправил его в монастырь для безумцев. Однако к этому времени пропагандируемая скопцами идея о том, что кастрация — это спасение от греха, уже распространилась по России, и у Селиванова появилось много последователей. 

Слово Скопцы происходит от устаревшего термина oskopit, означающего «кастрировать». Члены секты не называли себя этим именем, предпочитая такие романтические эпитеты, как Божьи агнцы или Белые голуби. В период своего расцвета «голубиные» сообщества процветали как среди неграмотного провинциального крестьянства, так и в купеческих домах Петербурга. 

Истоки веры 

Ритуальная самокастрация наблюдалась у ярых христиан задолго до появления секты. Наиболее важный постулат скопской веры, вдохновивший древнехристианского богослова и аскета Оригена на кастрирование себя, исходит из отрывка из Евангелия от Матфея: «Есть кастраты, которые были кастрированы другими, и есть кастраты, которые кастрировали себя за Царство Божье «. Позже сектанты стали толковать даже невинные отрывки из Библии в свою пользу: например, Христос, омыв ноги апостолам, их кастрировал. 

Можно сказать, что Скопцы были маленькой куклой в большой матрешке русского сектантства. Она отделилась от другой секты, Хлыстов (народная секта со строгим аскетизмом и поклонением экстатическим танцам), которая, в свою очередь, превратилась в секту старообрядцев (старообрядцы по сути ничем не отличаются от православных, но в 17 веке они не принимали церковь. реформ и отделился от официальной православной церкви). Скопцы сохранили виды Хлыстов, но пошли еще дальше. Они практиковали «огненное крещение» — кастрацию у мужчин и отсечение груди у женщин. 

Историк и сектант Сергей Цоя считает, что причиной столь активного формирования сект в то время было то, что слишком многие люди стали воспринимать официальную православную церковь как чрезмерно бюрократическую и деградировавшую структуру. Это побудило разочаровавшихся искать истинную веру в сектах. 

Рождение и расцвет Скопцов 

Считается, что отцами секты были трое крестьян Хлысты из Орловской области (220 миль к югу от Москвы), которые кастрировали себя и еще 30 человек. Они верили, что, спасаясь от греха похоти, будут жить вечно. Одним из кастрированных мужчин был Кондратий Селиванов, который вскоре провозгласил себя Христом. 

В 1772 году сектанты были отправлены в Сибирь, но это только принесло пользу самопровозглашенному мученику. Спустя двадцать лет Селиванов вернулся в Петербург как авторитетный мистик, обратив в свою веру десятки людей. 

В 1790-х годах Скопцы стали появляться среди купцов и солдат. В 1802 году секта приняла своего первого аристократа Алексея Еленского, который впитал дух секты во время ссылки. В 1804 году он даже направил императору предложение передать Россию во власть Скопцов, что привело к его второй ссылке. 

Селиванов не вмешивался в политику, но его поклонение радению стало популярным среди столичной богемы — тогда мистицизм был в моде. Чиновник по имени Лубяновский говорил, что царь Александр I посетил Селиванова перед битвой при Аустерлице в 1805 году. Вождь Скопцов умолял императора не «воевать с проклятым французом» и предсказывал поражение России. 

Легальная жизнь секты оборвалась в 1817 году, когда была кастрирована пара белогвардейских офицеров. Селиванов был арестован, но было поздно — секта распространилась по городам. 

Ко второй половине XIX века скопцы стали обычным явлением в России. «Скопец, заседающий в лавке, нанимает вверху», — писал Достоевский в своем романе «Идиот». Секта привлекала различные социальные классы. Для купцов и аристократов это было увлечением, мистической экзотикой. 

Введение скоптских мотивов в фольклор и общий «народный характер» секты покорили крестьян, многих из которых уговорили кастрировать скопцы обещания вечной жизни и секса как греха. Секта накопила много богатства и использовала его для обращения в свою веру: она покупала крестьян, предоставляла приют сиротам, поддерживала несчастных. Информация о количестве членов различается: одни говорят, что 6000, другие говорят, что сотни тысяч, некоторые даже доходят до миллиона. 

Конец секты 

«До революции власть не вела эффективную борьбу с сектами, часто закрывала глаза», — говорит историк Сергей Цоя. «Кроме того, в 19 веке у правительства не было сильного контроля над большими территориями. Угнетенные просто увезли свои общины в Сибирь или на север». Окончательно кровавая секта была уничтожена только при Сталине — репрессиями и арестами. 

Считается, что сегодня секты Скопцы больше нет. Некоторые сомнительные источники говорят, что сегодня живы 400 скопцев, но серьезных доказательств этому нет. Современные последователи Скопцов в определенном смысле могут быть названы «антисексуалами». «В России около 2000 антисексуалов, среди которых есть религиозные подвижники», — говорит Мирра, активистка движения. «И часть из них приветствует самокастрацию». 

Материал подготовила Яна Конягина

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *