В России

Неповторимый Феликс Юсупов

В 17 лет, нарядившись в женское платье, Феликс Феликсович пел в кафе.  В 29 убил Распутина, в 30 впервые получил предложение взойти на российский трон, в 45 успешно засудил голливудскую студию MGM, сочтя недостоверным фильм, в котором его сыграл Джон Бэрримор. С уверенностью можно сказать: жизнь его была увлекательнее всякого голливудского фильма. 

«Родился я 24 марта 1887 года в нашем петербургском доме на Мойке. Накануне, уверяли меня, матушка ночь напролет танцевала на балу в Зимнем, значит, говорили, дитя будет весело и склонно к танцам. И впрямь по натуре я весельчак, но танцор скверный…» 

Феликс Юсупов был младшим сыном графа Феликса Сумарокова-Эльстона и его супруги княжны Зинаиды Николаевны Юсуповой. Нужно отметить, что княжна хотела и ждала дочь, поэтому, когда родился Феликс, она не стала относиться к нему как к мальчику, а наряжала в розовые платьица, приучала к украшениям и даже научила краситься. Странный каприз матери наложил огромный отпечаток на всю дальнейшую жизнь этого необычного человека.  

Во всех европейских салонах твердили о необузданном и легкомысленном нраве Феликса. Современники сохранили воспоминания, как после провала на экзаменах в военную школу, он, недолго думая, сошелся с цыганами, участвовал в выступлениях табора, исполняя партию сопрано. Престиж собственной семьи, казалось, совершенно не беспокоил Феликса. Какое-то время он даже выступал в кабаре — неслыханная низость для аристократа. Причем, исполнял женскую роль, вместо одной из «синеглазых актрис» театра «Аквариум». Обман был раскрыт, когда один из гостей заметил на певице фамильные юсуповские бриллианты. 

В 21 год Юсупов неожиданно превратился в единственного наследника огромного фамильного состояния своей семьи. Дело в том, что его старший брат Николай погиб на дуэли от руки графа Арвида Мантейфеля.  

Смерть брата заметно изменила Феликса Юсупова. Он ощутил, как скоротечна жизнь. Кроме того, 21-летний юноша как-то вдруг осознал, что теперь он — единственный наследник несметных юсуповских сокровищ, вместе с которыми приходит и ответственность.  

Ни слухи о гомосексуализме, ни репутация трансвестита, не помешали князю Юсупову жениться на представительнице рода Романовых, дочери великого князя Александра Михайловича (внука императора Николая I) и Ксении Александровны (родной сестры императора Николая II) – Ирине Александровне Романовой. В браке в 1915 году родилась дочь, которую назвали в честь матери — Ирина. 

Убийца Распутина 

В 1916 году Феликс Юсупов и Дмитрий Павлович Романов, его шурин, совместно с депутатом государственной думы Владимиром Пуришкевичем организовали заговор против друга и приближенного российского императора Николая II - Григория Распутина. Феликс рассказывал впоследствии: каждый из трех мужчин самостоятельно пришел к мысли о том, что все беды России начала XX века связаны именно с именем «царского старца». Когда же они начали обсуждать, то пришли к заключению – Распутина необходимо остановить любой ценой. Но инициатором и воплотителем заговора считается именно Юсупов. 

В предпоследний день 1916 года он пригласил Григория Распутина в свой дом и под предлогом показать место, где обычно пирует с гостями, заманил того в подвал. Предложив старцу навсегда покинуть Санкт-Петербург и получив отказ, Феликс достал пистолет и выстрелил в Распутина. Показания в кабинете следователя трех заговорщиков будут значительно отличаться друг от друга и сильно расходиться с фактами, обнаруженными следствием. Однозначно можно говорить только о том, что в старика было произведено три выстрела, а позднее мертвое тело отвезли на автомобиле к Петровскому мосту и сбросили в реку. 

Семья императора была очень разгневана поступком Юсупова и его сообщников. Скорее всего, их бы ждал смертный приговор, но из-за участия в деле князя Дмитрия расследование затянулось. Тем временем Пуришкевича отправили на фронт, Романова — в Персию, а князя Феликса ожидал домашний арест в родовом имении в Курской губернии. Но смерть Распутина повлекла за собой февральскую, а затем и октябрьскую революции, и Юсупов уезжает заграницу, где в любом обществе предстает в первую очередь как «тот самый убийца». 

После Октябрьской революции вместе с семьей князь уезжает из России навсегда

Сначала он обосновался на Мальте, а позднее перебрался в Лондон и уже оттуда в Париж. Продав все драгоценности, которые смогли вывезти с собой, Юсуповы купили дом в Булонском лесу на улице Пьер Герен, где Феликс жил до конца жизни. Интересно, что в их имении в России оставалось еще столько собственности, что разграбление дома продолжалось не менее недели. Но, даже значительно обеднев, Феликс продолжал помогать беженцам. Вместе с матерью он организовал специальный фонд, а также давал приют в своем доме. 

Энергичная натура князя не позволяла ему сидеть на месте и предаваться ностальгии, он охотно бросался навстречу всякой возможности

Вместе с женой он открыл ателье, которое супруги без лишних затей назвали «Irfé». Моделями и даже швеями выступали графини и княгини, за что модный дом Юсуповых называли самым аристократическим. Дизайнеры «Irfé» ориентировались на русский стиль, использовали роспись по шелку, а главным новшеством было введение совершенно небывалого явления – так называемого спортивного стиля в повседневной одежде. Взлет популярности был настолько стремительным, что его можно сравнить только со столь же моментальным падением. Хорошим бизнесменом Феликс Юсупов не был —его предприятие довольно быстро пошло на дно. 

В 1932 году голливудская студия MGM выпустила в прокат ленту «Распутин и императрица». По сюжету, невеста князя — Наташа — была любовницей Распутина.  

Чете Юсуповых удалось отсудить у MGM 25 тысяч фунтов плюс 75 тысяч отступных за разрешение дальнейшего проката. С тех пор голливудские фильмы снабжают титром: «Все имена и события — вымышлены, любые совпадения с реальными людьми — случайны». Князь Юсупов даже в Голливуде умудрился создать прецедент. 

Вскоре в Париж вошли немцы. Фашисты предлагали ему сотрудничать — сулили безопасность и безбедную жизнь, заговаривали о реставрации российского трона. Юсупов держал дистанцию, стараясь не выдать брезгливости. Он полагал, что Россия с Германией «попали под власть двух монстров, ублюдков гордыни и ненависти — большевизма и нацизма». То и другое он ненавидел одинаково.  

В последние годы чета Юсуповых избегала «судорог светской жизни». «Многих баловней судьбы повидал я на своем веку, аристократов, богачей, знаменитостей. Мог бы видеть и дальше, да охоты не стало» — писал Феликс Феликсович в мемуарах.  

Ушел из жизни последний наследник знаменитого рода князей Юсуповых в возрасте 80 лет, 27 сентября 1967 года. Его похоронили в Париже, на русском кладбище в районе Сент-Женевьев-де-Буа, в одной могиле с матерью. Жена Феликса Юсупова пережила мужа всего на три года. Совершенно удивительная история дома Феликса на улице Пьер Герен. Вскоре после кончины княгини Ирины Александровны дом внезапно провалился под землю, напомнив свидетелям этой картины рассказ Эдгара По «Падение дома Ашеров». 

Материал подготовила София Захарова

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *