Рецензия

Закон сердца

Вот мы говорим – «нравственность». Как ее определить? Какой поступок можно считать нравственным, а какой нет?  

Речь пойдет не об убийстве человека и спасении утопающего. Предлагаем рассмотреть очерк журнлалиста и публициста, обозреваеля «Литературной газеты». Это очерк «Совесть». Это очерк «Совесть» (его можно найти в книге «Урок»). В нем автор рассказывает о противоречивой ситуации и о выборе человека. Евгений Богат начинает свои размышления с задачи-головоломки, которую, по его словам, вполне можно и даже нужно разбирать на уроке этики или во время дискуссии на моральную тему. Он спрашивает у читателя и заставляет его задуматься над тем, должен ли человек бросаться в воду с целью помочь утопающему, если, скорее всего, ничем ему не поможет и даже, возможно, ухудшит его положение. Евгений находит ответ: человек на берегу обязательно должен оказать помощь и прыгнуть в воду, даже если он ничем решительно не может помочь, иначе он погибнет нравственно. «Кинувшись, он сохраняет какой-то фантастический шанс выплыть одному и даже вдвоем; оставшись в бездействии, он перестает быть человеком – он морально умирает», – пишет публицист. 

Публицист рассказывает о нравственном выборе семьи Петровых, которая пострадала в автомобильной аварии из-за неосторожного вождения семьи Ивановых, решила подать в суд и потребовать финансовой компенсации за моральный и физический ущерб. Ничего не было бы странного, если бы не факт, что из семьи Ивановых тогда погибли все, кто находился в машине, кроме старшего сына. Евгений Богат опережает вопрос читателя – как можно требовать денег у того, кто недавно потерял всю свою семью? Так учили читателя, что не будет подобным образом поступать человек, в котором живо моральное чувство. Но Евгений Богат пытается рассуждать вместе с аудиторией, пытается развить свою мысль и вместе посмотреть на эту ситуацию под другим углом, «на минуту, без лишних возвышенных эмоций, понять этих людей [Петровых]». 

Журналист ведет диалог с читателем: «Вы едете в отличном настроении в собственной машине, с дорогими вам людьми… и вот нежданно-негаданно … по вашей полосе на встречу вам летят боком “Жигули”, в которые вы и ударяете со страшной силой, разбивая машину». В этом обращении автор пытается направить читателя, чтобы он не делал поспешных выводов, разобрался в проблеме. Евгений Богат заключает, что данную ситуацию нельзя назвать нравственной или же безнравственной, т.к., с одной стороны, «нравственность далеко не исчерпывается верностью юридическим законам», а с другой – «верность законам нельзя возводить в весьма высокий ранг». 

Суть нравственности состоит в том, чтобы поступать по совести. Журналист говорит, что очень важно понимать ситуацию тех, с кем мы оказались в одной ситуации. Суть человеческой общности в том, чтобы уметь разделять друг с другом не только радость, но и горе. Однако «беда не помирила Петрова ни с мертвыми, ни с живыми». Он поступил так, как было выгодно лишь ему. Он хотел «выйти из бедственной ситуации с минимальными потерями, в беде – беды избежать». Но, как и говорил публицист, в этом герой погиб нравственно. Юридический закон, который оправдывает или же просто доказывает правоту прошения Петрова, не соизмерен с законами нравственности. 

Совесть – это то, что всегда подсказывает правильный выход из сложной ситуации

Соответствующее ей чувство вины, которое можно искупить посредством доброго дела, сострадание, милосердие и утешение, не нужно возводить к религиозным постулатам, а делать внутренней привычкой каждого человека. Заключая, журналист задает вопрос: «Но разве можно забыть об идеалах? И разве можно без идеалов жить?». 

Евгений Богат

Журналист затронул по-настоящему сложную проблему. Бывают ситуации, из которых мы пытаемся выйти с максимальной выгодой для себя. Апеллируя к юридическим законам, мы оправдываем свои поступки. С одной стороны, так легче, ибо законы эти четко прописаны в Конституции и кодексах страны. Однако еще издревле большая часть населения планеты знала о десяти великих заповедях. В XXI век  человек должен задумываться и над законами сердца. «Мы нравственно повзрослели», – напоминает нам Евгений Богат. 

Материал подготовила Полина Макаренко

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *