Стиль жизни

Подвиг или норма

«Он такой добрый, помог мне сумки донести!», «Я и не мог себе представить, что она была со мной в трудную минуту!». 

Мы слышим эти восклицания тут и там, удивляясь то человеческой доброте, то людскому равнодушию. Много телевизионных передач показывают разные истории, где один прошел мимо лежащего без чувств человека, другой незамедлительно бросился на помощь умирающему. Социальные эксперименты, которые проводят блогеры показывают множество «фрагментов-фейлов», и лишь один из немногих случаев оказывается победным. Так, конечно, происходит не всегда и не везде. Но согласитесь, если мы видим равнодушие и бессердечие – это жестокая реальность, норма. Если же кто-то совершает акт доброты –  это что-то невероятное, это настоящий подвиг! Вы спросите – «а как же волонтерские организации?». Но наш мир – далеко не добровольческий. 

https://pravlife.org/sites/default/files/field/image/2019.12.11/https_cdn.evbuc_.com_images_44114924_158956622627_1_original.jpg
Источник: https://pravlife.org/ru/content/otsutstvie-interesa-k-drugim-lyudyam-diagnoz  

В советские годы печать, в особенности публицистика, которая долгое время была инструментом пропаганды, все же старалась нравственно воспитывать и образовывать читателя

Евгений Богат – известный журналист и публицист «Литературной газеты» – знаменит своими очерками на нравственную тематику. В одном из них под названием «За незримой чертой» поднимается тема равнодушия, вопрос о нравственности, о добре и зле. Теперь понимаем, что такой человеческий порок еще с советских времен (даже еще с 30-х гг. – «Равнодушие» Ильфа и Петрова) остается актуальным. Автор приводит в пример ситуацию, когда пассажиры встали в очередь и ждали такси, не смогли найти в себе те самые отголоски доброты и сочувствия и пропустить женщин, приехавших издалека и опаздывающих на похороны своего знакомого. «Очередь безмолвствовала. Она переживала очередную метаморфозу». Даже молящий вопрос одной из женщин «Что с вами, люди? … Где же добро-то их?» не разбудил ни в ком чувство неловкости.  

Евгений Богат говорит о всеобщем неведении общества, о нежелании заметить того, кто нуждается в помощи и ответить на их мольбу – будь то потерявшийся человек или же женщина, упавшая в овраг и не способная выбраться из него. Но автор размышляет – что такое добро, а что зло: «Если зло характеризовалось отрицанием действия (не уступил, не поднял), то добро – лишь желанием его (хочу понять, помочь)»

Публицист рассказывает историю учителя – Евгения Линда. Он открыл при школе музей, обращаясь к памяти истории, он решил с коллегами восстановить имена всех восьмидесяти музыкантов, которые в блокаду Ленинграда исполнили в первый раз Седьмую симфонию Шостаковича. Он был добрым человеком, но с ним произошла по-настоящему злая ситуация. Линд спас девушку от двадцатипятилетних хулиганов и поплатился своим здоровьем. Шесть студентов «с незапоминающимися, рыхлыми, инфантильными лицами, у одного из которых выступало в челюсти что-то собачье, тяжко бульдожье», не знали пощады. Учитель со своим привычным желанием и педагогичностью не мог разговаривать с ними, как со школьниками, однако пытался настроить на нужный тон, после чего его жестоко избили. Взывание к милосердию – «У меня двое детей» – никак не повлияли на мертвых внутри студентов. 

Евгений Богат говорит, что совершать добрые поступки достаточно сложно, т.к. на это нужно потратить не только моральные, но и физические силы. «Путь доброты – путь наибольшего сопротивления», – пишет журналист. Но этим путем смогли пройти молодые люди, которые быстро среагировали на помощь, отправили парализованного Линда в больницу. После выписки «его носили, потом водили по комнате восемнадцать часов ежедневно». У каждого, кто помогал, были свои заботы – работа, учеба, семья, дети. Однако у каждого была одна цель – учитель «должен жить не только без костылей, но и без палки». Вскоре Евгений Линд по-настоящему воскрес. 

https://www.ttelegraf.ru/wp-content/uploads/2020/12/7c299bc879fcd5468d4f1afea1651756.jpg
Источник: https://www.ttelegraf.ru/news/invalidam-stanet-prosche-poluchit-sobaku-povodyirya-i-kreslo-kolyasku/  

Подобные поступки и в наше время можно считать подвигом

Однако почему это не может стать простым человеческим качеством, нормой, не требующей более восклицаний? За точку отсчета нужно брать не свойственное людям отчуждение от других, а присущую им человечность. Во многих произведениях литературы и публицистики доброта  идеализировалась. Романтизируя высокие нравственные качества, мы вскоре забываем о них как о чем-то нереальном, отдаленном, неподвластном всем. Добро для нас – нерегулярное занятие. Раз в недельку – и этого будет вполне достаточно. Возможно, мы боимся, что доброта наша войдет в привычку, что у нас не останется времени на самих себя. «В конце концов, почему я?», – говорит себе порой каждый из нас. Как и сказал Евгений Богат, добро творить очень непросто. С одной стороны, играет психологический аспект, с другой – физический. Но кто же не хочет, чтобы в мире было больше света? Бескорыстие, милосердие, умение поставить себя на чужое место – вот к чему с таким трудом мы стремимся. 

Это не утверждает, что не нужно быть благодарным и воспринимать доброту, как должное. Благодарность – это умение ценить то, что дается тебе, бескорыстно или же нет. Современное понимание толкует, что сделать добро нормой значит обесценить его. Без зла не может быть добра. Необходим баланс. Тогда остается вопрос – как с таким мировоззрением мы искореним все горести и беды? 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e50/0000355f-675580ee/img2.jpg
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-k-klassnomu-chasu-vsegda-idi-dorogoyu-dobra-1435772.html  

Материал подготовила Полина Макаренко 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *