Стиль жизни

Мода на глупость

У многих людей старшего поколения в последнее время отмечается сильная неуверенность в завтрашнем дне, в подрастающем поколении, на плечи которого совсем скоро возляжет ответственность за судьбу своей страны. И эта тревога возникает не на пустом месте. Заметное падение качества образования, превращение учителя из наставника и воспитателя в оказывающего услуги человека, прекращение функционирования многих бесплатных секций и пионерских организаций, отсутствие у родителей желания заниматься воспитанием – все это приносит свои плоды.  

Если раньше, в начале 2000-х, стационарный компьютер был у одной семьи на целый двор, а интернет – едва ли не на весь район, то сегодня ситуация изменилась. У каждого первого едва ли не с младенчества есть собственный телефон с быстрым доступом во всемирную паутину. Некоторые могут воскликнуть, мол, «подрастающее поколение – совсем другие люди, у них все по-другому, нельзя запрещать им пользоваться гаджетами». И будут правы. Но научно доказано, что развитие ребенка идет, в первую очередь, через мелкую моторику, движения и познание окружающего мира, что называется, в режиме реального времени. Если вместо того, чтобы рисовать, лепить, трогать, бегать, общаться, дети сидят со смартфонами и смотрят глупые ролики из категории «YouTube Kids», то можно с уверенностью сказать, что ни о каком развитии здесь речи идти не может. Чем больше времени ребенок будет проводить в таком «овощном» состоянии, тем меньше новых нейронных связей в его мозге будет образовываться. Это повлечет за собой серьезные последствия: например, неспособность концентрироваться и удерживать внимание на каком-то занятии или объекте, замедленный процесс мышления, нарушения психофизического развития и т.д. 

Уже сейчас отчетливо заметно, что даже взрослым людям все сложнее воспринимать текстовую информацию

С распространением платформы «Tik-Tok» ролики на «YouTube» длиннее десяти минут даются многим с большим трудом. Поэтому такую популярность имеет простой и поверхностный контент – все это последствия отсутствия умения концентрации. Что уж говорить про детей. Понятно, что все идет к цифровизации. Однако глупо считать, что мышление и способность удерживать внимание не потребуются в цифровом обществе будущего. Именно гаджеты эти способности у нас и отнимают. Сами гаджеты вредны и для взрослых людей, потому как они постоянно отвлекают от занятий. Например, вам хочется почитать книгу, но рядом с телефоном это сделать будет довольно сложно. Вам либо кто-то будет писать, либо постоянно будет присутствовать навязчивое желание взять смартфон в руки и в сотый раз пролистать ленту новостей. 

Когда ребенок подрастает, он начинает пользоваться интернетом самостоятельно. И что он там находит? Книги? Учебники по иностранным языкам? Плейлисты с обучающими роликами по программированию? Не думаю. Tik-Tok? Определенно. 

Многие возмущаются такому пренебрежительному отношению к данной платформе. Мол, на ней есть и талантливые ребята, которые делают действительно качественный и достойный контент. Не спорю. Однако чтобы это «золото» найти, необходимо потратить огромное количество времени и сил. Буквально пробираться через чащу низкосортного и глупого контента. Никаких гарантий, что вы не потратите это время впустую, нет.  Да и дети просто не будут всем этим заниматься. В силу своего возраста и несформированного понимания прекрасного, они скорее клюнут на то, что будет в трендах – лежит, так сказать, на блюдце.  

В трендах же обычно творится самый настоящий ад и Израиль: самолюбование, сопровождаемое тоннами пафоса. Демонстрация своего оголенного тела, словно товара (а это, как вы понимаете, откладывается в подсознании как что-то совершенно нормальное). Плоский бессмысленный юмор, пранки и челенджи. Откровенные фрики. Хвастовство деньгами и роскошью, сдобренные все тем же пафосом.

И как это влияет на ребенка?  

У него уже с детства формируется искаженная картина мира, в которой главной целью становится не развитие и совершенствование себя и пространства вокруг, а сомнительная (и, зачастую, мимолетная) популярность, подписчики и, конечно же, деньги. Но не честно заработанные, благодаря собственным талантам, разуму и умениям, а простые, ради которых можно просто поскакать перед камерой, покривляться под музыку и выложить в сеть. Зачем прикладывать усилия и стараться, когда в своей ленте ты ежедневно видишь примеры абсолютных бездарностей, у которых все в шоколаде?  

Такого будущего мы желаем? Ответьте себе сами  

Необходимо что-то менять. И я сейчас не про запрет интернета для малолетних, нет. Задачи должны ставиться глобальные и охватывающие все системы. Стоит пересмотреть подход к обучению и воспитанию детей как дома, так и в школе. От лица государства дать возможность бесплатно заниматься в секциях и кружках (т.к. именно из-за тяжелой работы многие родители не имеют сил на занятия со своими чадами дома), ограничить часы нахождения в социальных сетях. Потому что если вы не занимаетесь своими детьми, обязательно найдутся люди, которые возьмут на себя ваши обязанности. И лучше уж это будут педагоги и репетиторы, а не всякие сомнительные личности.  

Материал подготовила Екатерина Куфтина

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *