Движения за равные права женщин сформировались в ответ на систему патриархальных социальных норм и законов, которые, по мнению историков и социологов легли в основу культурной, политической и экономической жизни страны. Патриархат относится к обществу, в котором отцы имеют законную власть над зависимыми женщинами и детьми или, в более широком смысле, к обществу, в котором непропорционально большая доля власти принадлежит мужчинам.
По состоянию на 2018 год вопросы, связанные с правами женщин в России, в основном подпадают под три категории:
- экономическая независимость или права на образование, работу и владение собственностью;
- телесная автономия или права контролировать свой собственный сексуальный и репродуктивный выбор;
- участие в политической жизни или права организовываться, голосовать и баллотироваться на должность.
Патриархальная концепция и практика сокрытия, которые существовали в России издревле, определили меньший экономический, телесный и политический статус женщин. В качестве доктрины существует и по сей день идея, что женщины не имеют юридической идентичности. Вместо этого «покрываются» сначала личностями своих отцов, а затем, якобы, личностями своих мужей.
Благодаря влиянию власть мужчин была закреплена в законе и распространялась на всю повседневную жизнь. Не имея юридического статуса личности, женщины не могли участвовать в экономической жизни страны, владеть или наследовать имущество, сохранять контроль над заработанными деньгами, заявлять права на своих детей или отказывать в согласии на половые сношения.
Благодаря Федеральному Закону РФ «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации», женщины в XXI веке имеют больше прав, чем когда-либо в истории. Однако, женское движение актуально и сегодня. Почему же России нужны женские сообщества?
Ситуация на сегодняшний момент складывается не в пользу женщин. Активное развитие женских группировок в России прежде всего связаны с ключевыми вопросами современного женского дискурса. Гендерное неравенство, одна из важнейших проблем сегодняшнего дня, сохраняется по настоящее время в российском пространстве.
По статистике гендерной несвободы в рейтинге Global Gender Gap Index Россия из 186 стран занимает 61-е место. Ещё в 1990-х гг. яркое проявление сексизма в отечественной рекламе и СМИ считалось нормой, которая затем превратилась в стандартный формат. Сексуальная революция середины XX века также повлияла на трансформацию отечественного образа женщины. Создатели рекламы в России стали активно использовать принципы западных рекламистов, тем самым, облегчая себе жизнь. Однако, все свелось к тому, что данный образ прочно укоренился в сознании общества.
Подобные сексистские образы до сих пор присутствуют в рекламном поле России и тормозят женское движение, за счет сохранения стереотипного образа. Хоть в Конституции России закреплена норма равноправия полов, одним из видов дискриминации, который на законодательном уровне не запрещен, является сексизм. В медиаполле эротическая составляющая начинает преобладать над социально-биологической. Появляется красивая, молодая, «длинноногая искусительница», которая наслаждается своей сексуальной свободой. Примером может служить кампания сети ресторанов быстрого питания, которая в 2017 году выпустила рекламны ролик «Нежные грудки в новом Чикен Филе от Бургер Кинг!». Молодая девушка делает заказ продукции, а затем направляется к своему столику. Камера делает кадр женской груди, парень, сидящий за соседним столиком показательно смотрит на девушку. «Нечего пялиться на чужие грудки, когда прямо перед тобой натуральная грудка пятого размера», — гласит рекламный слоган.
В 2013 году крупнейший частный банк в России «Альфа-банк» в 2013 году выпустил рекламу услуг страхования имущества (в данном случае автомобиль) со следующим слоганом: «Купил “немку”? Застрахуй ее быстро и без прелюдий!». Это игра слов с пошлым подтекстом, намекающая на покупку сексуальных услуг и удовлетворение только личных сексуальных предпочтений без учета желаний партнерши. При этом на баннерах изображены девушки, одетые в национальные костюмы, хотя речь в рекламном сообщении должна идти о машинах.
Последние десять лет в медийном отечественном пространстве произошла деконструкция устоявшихся патриархальных стереотипов и моделей поведения женщины
Как именно это повлияло на ее социальные роли в обществе. Мы провести свой эксперимент. Исследование было направлено на изучение оценки женских социальных ролей среди мужской аудитории. Использовался метод социологического исследования.
- Во-первых, был проведен эксперимент, который заключался в показе короткого ролика с устоявшимися образами женщины в современном медийном пространстве (мать, домохозяйка, бизнес вумен, содержанка, модель).
- Во-вторых, Опрос №1 от 01.05.2021 по 30.05.2021, путём письменного взаимодействия с респондентами.
Общее число участников превысило отметку в 50 человек. В числе опрошенных были представители разных возрастных групп, a также профессиональной направленности и подготовки. Видеофайл, предложенный для просмотра перед прохождением опроса, составил 21 секунду, где поочередно демонстрировались образы: «Женщины-Матери», «Модели», «Домохозяки», «Бизнес вумен», «Содержанки». Причем, отдельный материал-образ «содержанки» мы исключили, так как он каноничен некоторым перечисленным образам («Матери», «Домохозяки», «Модели» — роли, которые могут включать в себя понятие «быть на содержании»). Данный прием, показ короткого ролика с фотографиями, подсознательно выделяет приемлемые и неприемлемые для индивида женские образы. Как итог испытуемый запомнит только те картинки, которые либо вызвали у него одобрение, либо негативное отношение. В вопросе с развернутым ответом, мы попросили респондентов охарактеризовать свое отношение к «Женщине-Бизнесвумен».
Большая половина опрошенных имеет нейтральную позицию к данному социальному женскому образу. Однако последующие вопросы выявили, что несмотря на нейтральное отношение к женщинам в бизнесе, максимально близкий образ для них, стал: образ «Матери», «Модели», «Домохозяйки». Мы можем подвести итог, что в последние десять лет деконструкция образа женщины в медийном пространстве повлияла на сознание мужской аудитории и в определенной степени помогла нейтрализовать устоявшиеся стереотипы и модели поведения женщины, но не искоренить их полностью.
Материал подготовила София Манжара