«Отними у народа историю – и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно будет управлять, как стадом».
(с) Йозеф Геббельс
В начале 90-х годов в Германии активно шел процесс т.н. «преодоления прошлого»: немцы детально изучали свою историю, дабы выявить все плюсы и минусы – ошибки, проблемы, заслуги. После чего сделали соответствующие выводы, чтобы предотвратить повторение определенных закономерностей в будущем.
Германия сделала очень важную вещь – она полностью признала за собой вину за Вторую Мировую войну. Это действительно достойный поступок, ведь правительство могло бы просто откреститься от прошлого и сказать, мол, «тогда были другие времена, другие люди у власти, мы к ним отношения никакого не имеем». Нет, Германия взяла на себя всю ответственность. За это их можно похвалить. Более того, в какой-то момент у немцев даже начало формироваться коллективное чувство вины и страх того, что их снова начнут обвинять в старых грехах. Это и стало одной из причин проблем с мигрантами и впоследствии сделало Германию лидирующей страной в Европе по наплыву беженцев.
Немецкий подход к истории можно охарактеризовать как «глобальный» – направленный, в первую очередь, на рассмотрение черных страниц истории, анализ и переосмысление ошибок прошлого. Это автоматически предотвратило формирование у немцев культа жертвы. Наоборот, они чувствуют себя виноватыми. Это помогло им принять свое прошлое, выяснить правду и, возможно, получить прощение у пострадавших.
Восточноевропейские страны решили позаимствовать идею коллективной памяти у немцев, однако полностью извратили смысл, который изначально вкладывался. Для восточноевропейских стран политика коллективной памяти стала не способом докопаться до правды, а способом пропаганды определенных идей. Глобальный характер истории приобрел национальный окрас: акцент смещен с общего на частное, политика памяти этих стран активно транслирует в мир образ жертвы.
Зачем они это делают?
И почему занимаются этим страны именно Восточной Европы, во многих из которых раньше был социалистический режим?
Взять, к примеру, Польшу. В 2004-м году в польских СМИ впервые появилось такое выражение, как «историческая политика». История относится к политической сфере и функционирует по тем же законам, что и политика, и, более того, история направлена на разрешение актуальных политических задач. Буквально напрямую было сказано, что от того, как преподнесена история, будет выстраиваться линия позиционирования конкретной страны на мировой арене сегодня. Т.е. если исторически сложилось, что мы – жертвы, то и сегодня мы являемся жертвами. Следовательно, нам нужна помощь.
Именно в 2004-ом году Польша входит в Европейский союз. Очень символично.
Политика памяти в странах Восточной Европы – это не диалог, направленный на выяснение правды. Это конкретные утверждения, оспаривать которые нельзя. Конечно, когда историю используют для пропаганды, будут искажаться факты, «случайно» забываться важные аспекты и выставляться напоказ выгодные конкретным людям моменты.
Почему же именно страны Восточной Европы придерживаются такой политики?
Все дело в Европейском союзе: образ жертвы стал буквально пропуском для попадания в ЕС. А что нужно делать с жертвами? Правильно, помогать деньгами.
Однако практически беспрепятственно в Европейский союз можно было войти лишь до 2008-го года. Почему?
Во-первых, в 2007-ом году Путин произнес свою знаменитую мюнхенскую речь, в которой сообщил, что «прогибаться под Запад» Россия не собирается, а также раскритиковал политику США. Ответом на это, конечно же, был новый виток информационной войны против России.
Во-вторых, кризис 2008-го года. До него ЕС активно поддерживал страны Восточной Европы, но после кризиса эта лавочка начала постепенно закрываться.
И тут возникает вопрос: откуда брать деньги?
Вопрос хороший, ибо даже в советские времена та же Польша была если не самой отсталой социалистической страной, то где-то далеко позади остальных.
Ответ находится сам собой: необходимо громко кричать всем вокруг, что мы – жертвы, на нас напали и оккупировали. А что это означает? Что нам должны «выплатить компенсацию». И Польша требует у Германии и России репарации. Но если с Германией и так все понятно, то с Россией возникает одновременно смешная и печальная ситуация. Более того, польские власти, дабы показать всю серьезность намерений, приравняли советскую символику к фашистской, а за ее ношение можно получить штраф и реальный срок.
Переписать историю, по сути, нельзя, ибо она – просто компиляция фактов о давно ушедших эпохах, людях и событиях.
Однако можно изменить описание и трактовку этого факта, подкорректировать место, время и главных героев так, что в конечном итоге выходит совершенно иная – парадокс — история. Именно поэтому исторический рассказ сегодня больше походит на художественную литературу, чем на научное знание. Подменой понятий и отсылками на заметно переписанную историю сегодня активно пользуются политики по всему миру для осуществления давления на другие страны, пропаганды и транслирования собственных интересов.
Эта «болезнь» начала переносится и на весь ЕС: но если страны Восточной Европы просто обвиняют во всех своих грехах и несчастьях СССР, то Европейский союз буквально вытравливает СССР из истории.
Примером может служить публикация ЕС от 23 января 2020-го года: заявление к 75-летию Победы. Первое предложение сразу же расставляет все точки над «и»:
«75 лет назад силы Союзников освободили нацистский концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау…»
Привыкайте, как говорится, что СССР теперь называется «силами Союзников». И, что характерно, если речь пойдет об американцах, они напишут, что именно американцы это сделали. (Можете весь текст почитать – довольно «весело»).
Немецкий журнал «Шпигель» в своем снэпчате опубликовал историю, в которой написал, что 75 лет назад американцы освободили лагерь.
Когда же журнал «ткнули носом», сразу же вышло оправдание-опровержение, мол, «извините, действительно освобождением занималась Красная Армия».
Но, что интересно, в это же время посольство США в Дании пишет примерно такой же текст:
«75 лет назад американские солдаты освободили лагерь»
Через два дня в комментариях под этим постом они извинились и написали, что там действительно были советские солдаты.
Возникает вопрос: если бы редакторы журнала и твиттер-аккаунта изначально знали, что лагерь освободили именно советские солдаты, написали бы они вообще этот пост? Поторопились ребята переписывать историю – подождите еще лет 20-30.
Благо, высшие чины Германии довольно трезво относятся к истории.
Думаю, всем известно, что в 2019-ом году Европарламент возложил всю ответственность за начало Второй Мировой на Германию и СССР, но при этом МИД Германии 8 мая 2020 года сделал заявление, что только Германия несет ответственность за развязывание войны.
Стоит ли говорить о многочисленных мифах о якобы «миллионах немок, изнасилованных красноармейцами», которые активно распространяли западные СМИ. О том, сколько советских женщин было изнасиловано и замучено нацистскими захватчиками, никто, конечно же, не упоминает.
Ну и вишенкой на торте является твит Белого дома в 2020-ом году:
«8 мая 1945 года Америка и Великобритания одержали победу над нацистами!»
У нас есть особые люди, которые кричал, мол, «сдалась вам эта Победа, гордиться что ли больше нечем».
Если мы об этом забудем, память о тех людях, что погибли на войне, больше всех вложились в Победу, просто растворится. И когда мы перестанем помнить, в образовавшуюся в сознании пустоту хитрые пропагандисты зальют выгодную для них ложь.
Материал подготовила Екатерина Куфтина