За последние полгода поднялась очередная волна блокировок аниме, которая не могла остаться без внимания поклонников и последующих бурных обсуждений. Среди заблокированных аниме оказались известные «Тетрадь смерти», «Эльфийская песнь», «Токийский гуль» и ещё несколько других аниме. Можно долго рассуждать о натуре запретов, но давайте попробуем разобраться, была ли там в сюжете действительно веская причина для такой серьёзной меры борьбы.
Тетрадь смерти
Если обратиться к самому известному аниме, «Тетради смерти», то по сюжету главный герой Ягами Лайт находит тетрадь, которая убивает людей, если вписать в неё имя, и использует её для борьбы с преступностью. В данном случае эксперт на суде представил свою позицию о вреде аниме так: Ягами показан в положительном ключе и при этом легко убивает, словно бы показывая зрителям пример для подражания.
На поверхности это так. Начало истории заставляет задуматься, нельзя ли решить проблемы общества через устранение тех, кто вредит окружающим? Это типичный приём повествования для художественного произведения и даже в классике литературы можно увидеть примеры историй, где положительный главный герой переходит грань дозволенного в силу некоего обстоятельства. Отдалённо тетрадь Ягами можно сравнить, например, с портретом Дориана в «Портрете Дориана Грея» или с поступком Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании». И чтобы понять раскрытие проблемы, нужно увидеть ход событий после завязки: как развиваются герои и к чему в итоге приводят их решения. Судя по вердикту судьи, это вряд ли возможно оценить по чтению описания и просмотру одной серии, ведь «Тетрадь смерти» призывает на деле к противоположному, чем то, в чём её обвиняют.
Эксперт обращает внимание на слово «смерть» в названии, которое ведет мысли в плохом направлении и формирует нестабильную психику. В частности, по его словам, это приводит к самоубийствам, в подтверждение чему на суде привели пример самоубийства ребёнка, который якобы подражал главному герою «Тетради смерти».
Однако здесь проблема снова кроется в том, что обвиняющая сторона не знакома с произведением и судит его по обложке — названию в данном случае. Дело в том, что Ягами не совершал самоубийство по сюжету, равно как и вся история в целом вместе с ключевыми персонажами не имеют значительной связи с такой тематикой. Подражать тут нечему.
Эльфийская песнь, Межвидовые рецензенты, Аки и Сора
Разумеется, есть и более неоднозначные случаи, если обратиться к таким аниме как «Эльфийская песнь», «Межвидовые рецензенты» или «Аки и Сора». В них всё ещё может быть своя история и свой посыл, но эти работы в разы прямолинейней в изображении жестокости или сцен сексуального характера. Последние два аниме в частности уделяют немало времени откровенным постельным сценам и играют на опасной зоне, граничащей с порнографией, пусть и не пересекают её. «Аки и Сора» к тому же затрагивает ещё и тему запретных отношений внутри семьи. Здесь запрет понять проще, но есть важное уточнение: нужно понимать целевую аудиторию. И здесь мы приходим к пункту, который неоднократно упоминали в ходе судебных заседаний — отсутствию возрастных маркировок на страницах сериалов.
Если говорить об аниме в целом, то многие недопонимания идут из-за непривычного формата японских работ
Многие привыкли ассоциировать мультипликацию с детским увлечением, тогда как аниме десятилетиями рисуют для самых разных возрастов. Многие произведения, которые обвиняют в отрицательном влиянии на детей, получают высокий возрастной рейтинг, и в Японии эти сериалы можно увидеть только поздно ночью, а возможно, что понадобится ещё и платный канал, — это истории не для юной аудитории.
Плохо ли эти запреты скажутся на поклонниках аниме в России? Да, к доскональности изучения произведений есть большие вопросы, но, справедливости ради, на суде смотрели сериалы с нелегальных источников. Официальные же распространители куда чаще соблюдают осторожность ради своего бизнеса и указывают соответствующий возрастной рейтинг — мелочь, которая может помочь с решением хотя бы некоторых возможных претензий. Следовательно, и блокировки по большей части затронули именно эти нелегальные сайты, поэтому вы, скорее всего, останетесь в порядке до тех пор, пока смотрите аниме на платформах с лицензией на показ.
Материал подготовила Пелагея Машинина