В Мире

«Наши там». Переезд в Израиль: с чем придётся столкнуться?

Говорят, что заграницей трава зеленее, небо чище, а зарплата выше… Правда ли это? 

Многие наши соотечественники мечтают выехать учиться и работать заграницу. К тому же, не за горами пора выпускных экзаменов и поступлений в ВУЗ. Самые амбициозные молодые люди планируют поступать в иностранные учебные учреждения, мечтая себя реализовать в индустрии компьютерных игр, программировании и в других областях. 

Однако не все представляют, насколько трудоемкий такой переезд и с какими сложностями придётся столкнуться. Особенно если в выбранной стране совсем другой язык и другой менталитет. 

Одним из самых популярных направлений нашей миграции является Израиль: вроде бы климат хороший, экономика на подъёме и наших соотечественников там достаточно много… 

Мы пообщались с одним из израильских русских, который живёт, работает и учится в Израиле уже шесть лет, и попросили поделиться с нами опытом. 

Newsforward: Будем знакомы? Расскажи немного о себе: кто ты, чем занимаешься, где сейчас живёшь? 

Александр Б.: Александр Байский, очень приятно! На данный момент я работаю в международной медицинской компании, тестировщиком программного обеспечения. Живу в «неспящем» городе Тель-Авив, Израиль. 

Newsforward: Ты всегда хотел заниматься тем, чем сейчас? Какими были твои поиски профессии? 

Александр Б.: Нет, не всегда. Какое-то время я хотел заниматься психологической помощью людям и окончил ВУЗ по этой специальности, но с работой в этой профессии не сложилось, так что следующей моей мечтой стала профессия художника. С ней пока что тоже не сложилось, но «мы над этим работаем». 

Newsforward: Над чем ты работаешь сейчас, если говорить хотя бы в общих чертах? 

Александр Б.: Сейчас я работаю над тем, чтоб развить в себе техническую сторону таланта к рисованию, то бишь, учусь работать как с самим концептом, так и с необходимым для этого программным обеспечением. Кроме этого, я стараюсь совершенствовать свои знания, которые помогли бы мне в работе тестировщиком. 

Newsforward: Над чем бы ты хотел работать, в самых смелых мечтах? Хочешь ли ты создать что-то такое, чем мог бы прославиться? 

Александр Б.: В своих самых смелых мечтах я работаю с гигантами игростроя и создаю концепты игровых миров и персонажей. Слава, как таковая, мне не нужна. Но я хотел бы быть причастным к созданию великолепных компьютерных игр, которые могли бы войти в историю. Создавать прекрасное и вечное, так сказать. Рассказывать через своё творчество хорошие истории. Уже одно это доставляет мне удовольствие.  

Newsforward: Как давно ты переехал в Израиль? С чем это было связано? 

Александр Б.: В Израиле я оказался лет 6 назад, но «переехал», если можно так сказать, только в 2015-м, когда окончил программу обучения. Изначально я не собирался оставаться тут жить, но в самом конце программы изменил своё мнение, решив, что на родину свою я всегда вернуться успею, а пока что мне предоставлена возможность узнать о быте другой страны, максимально отличающейся по менталитету от родной. Собственно, возможностью я воспользовался и вот… остался жить тут. 

Newsforward: Насколько трудно приходилось тебе в первое время? С какими проблемами ты столкнулся? Что было ожидаемо, что нет? 

Александр Б.: Первое время было трудно, конечно. Кураторы программы обучения помогли нам, студентам-репатриантам, с документами и пояснениями базовых правил, связанных с законом и госструктурами. Но квартиру пришлось искать самостоятельно, а уровень знания языка у меня был не особо продвинут. Несмотря на то, что нас обучали ивриту, он мне как-то… ну… не пошел, что ли? 

Кроме того, у нас не было работы и запаса денег. Израиль выделяет финансовую помощь новым репатриантам в течение первого года, и лишь благодаря этой помощи я и две мои подруги смогли найти квартирку. Она была практически «голая», первое время мы спали на ковриках для фитнеса, на голом костяке деревянной кровати. Одной из моих подруг сотрудники фирмы, где она проходила обязательную послеучебную практику, подарили всякие кухонные принадлежности, включая технику, а потом мы на улице нашли себе диван, стол и даже матрас, за бесценок купили с третьих рук еще одну кровать, а добрые господа-перевозчики, которые нам ее доставляли, подарили нам еще четыре стула, которые у них на складе завалялись.  

И да, пусть вас не пугает выражение «нашли на улице». В Израиле есть распространенная практика оставлять ненужные вещи недалеко от мусорных контейнеров, чтоб люди, которые нуждаются, могли забрать эти вещи себе, и это часто вполне себе рабочая техника или мебель. Да, она может быть старенькая и потёртая, но чистая. А мы не привередничали.  

Мы, в целом, ожидали, что просто нам не будет. Потому что поддержка поддержкой, но она не бесконечная, да и не хватало ее на полноценную жизнь. С хозяевами первой квартиры нам повезло. Они знали, что такое новые репатрианты и понимали, что с финансами у нас всё будет не очень в ближайшее время. Здесь хозяева квартиры всегда просят зарплатные выписки за полгода у арендаторов, а у нас, понятное дело, не то, что выписок, но и самой работы пока не предвиделось. Но квартиру нам сдали под честное слово «не подводить» с оплатой.  

Однако, самой большой проблемой стала работа. Никакого здешнего диплома или высшего образования у меня, естественно, не было, а мой магистрат по психологии был не переведен и мало кого волновал, потому что опыта работы в Израиле у меня тоже не было. Поэтому примерно полгода мы с подругами перебивались ночной почасовой работой на типографии, где клеили всякую рекламную ерунду. Затем мне еще раз крупно повезло и меня взяли на полгода работать тестировщиком в крупную международную IT-компанию «за красивые глаза». Ну, не буквально, конечно, ха-ха. Просто человек, с которым я случайно познакомился, сказал, что ему «нравится мой способ мышления» и взял меня на проект. Через полгода проект закончился, но меня оставили. 

Если подвести под этим черту, то я не могу сказать, что были вещи, которых я не ожидал и они повергли меня в шок. Наоборот, я ожидал, что будет тяжелее. Может, и было бы, если бы не моя удача. Кто знает? 

Newsforward: Как к тебе относились окружающие? Насколько яркой была разница менталитетов? 

Александр Б.: Разница менталитетов колоссальная. И ты к ней никогда не привыкнешь. Ты всегда репатриант, сколько бы ни прожил тут, как мне кажется. Израильтяне почти как дети. Хаотичные, добрые, очень эмоциональные, но при этом как-то умудряются одновременно и быть упорядоченными. Конечно, хамов и козлов везде хватает и тут своих тоже навалом, но, по большей части, в Израиле люди более дружелюбные и отзывчивые. Особенно когда более-менее начинаешь говорить с ними на одном языке. Бесят иногда своей шумностью, хитроумностью и каким-то невероятным уровнем бюрократии, но потихоньку привыкаешь. Приезжих из стран, где не принято показывать свои эмоции открыто на улице, это может даже шокировать первое время. 

Впрочем, я не отрицаю, что это впечатление может отличаться у других репатриантов. Мало ли кому на каких людей не повезло нарваться в первые годы своей жизни тут.  

К новым репатриантам обычно относятся с пониманием и почти во всех структурах можно найти кого-то, кто говорит по-русски или хотя бы по-английски, но, конечно, могут относиться и с недоверием и подозрением. Как мне кажется, это еще от самого репатрианта зависит. Репутация «русских» приезжих широко известна по всему миру и она часто не супер позитивная.  

Newsforward: По чему ты скучаешь больше всего? И наоборот, что больше всего тебе нравится в Израиле по сравнению с домом? 

Александр Б.: Больше всего скучаю по своим друзьям. Невозможность приехать к ним в любой момент, особенно сейчас, в тяжёлое время пандемии, иногда вгоняет в тоску, но друзья у меня хорошие и никогда на меня не давили, поддержав в решении переехать. Как это ни странно, я скучаю по менталитету родины. Но только иногда и только по некоторым аспектам. Например, по большей сдержанности. Скучаю по большим пространствам, потому что в Израиле всё очень маленькое и тесное, что логично, учитывая размеры страны. Скучаю по родной речи на улицах и в офисах. Хоть тут и не проблема на рабочем месте найти русскоговорящих, особенно в больших компаниях. Скучаю по пышной природе и густым лесам. Как бы Израиль ни старался зеленить все, что только можно, с лесами и горами Украины или России ему не сравниться, увы.   

А если уж сравнивать, то в Израиле мне больше нравится подход к человеку и личности. Да, он может быть тернист и усеян документами «которые нужно донести», но если приложить нервы и усилия, ты своего добьешься. Люди здесь тоже более приятные. Я буду обобщать, потому что, как я говорил раньше, козлов хватает везде. Тебе подскажут, покажут, даже проведут, если надо. Здесь не боишься полиции, твои права — не пустой звук и, если тебе захочется, можешь выразить свою гражданскую позицию. Ты можешь рассчитывать на медицинскую помощь от государства — медстраховка тут обязательна и не особо обременительна финансово; нормальные социальные условия труда, пенсию, узаконенные отпуска, компенсацию за увольнение и справедливый суд, мало ли что.   

А еще погода, да. Хотя в Израиле просто адски жаркое лето, но и снежных холодных зим тут нет. Да, я нежный цветочек, который не любит морозы и одеваться, как капуста, ха-ха. А еще возможности. Как мне лично кажется, здесь у отдельно взятого человека намного больше возможностей, если у него есть голова на плечах и немного наглости… чего мне очень не хватает, ага. 

Newsforward: Планируешь ли ты дальше путешествовать по странам? Если да, то как турист или в поисках лучшей жизни?  

Александр Б.: На данный момент я не планирую менять страну жительства, но планирую путешествовать как турист. У меня появилась такая возможность и я не побоюсь ею воспользоваться! Лишь бы небо открыли нормально, а то covid и вот-это-вот-всё. В мире слишком много прекрасных мест и я хотел бы повидать их все. Если жизни хватит. 

Newsforward: Если бы тебе выпал шанс изменить что-то в своей жизни, что бы ты изменил? 

Александр Б.: Если говорить про прошлое, я полагаю, что всему в жизни своё время, но если чисто пофантазировать, то я бы, наверное, пошел к психологу намного раньше, чем сделал это в реальной жизни. Из этого вытекло бы много изменений, до которых я дошел только сейчас. Например, я пошел бы учиться рисовать намного раньше, мудрее бы выбирал себе пару. И я бы решительно прогнал из своей жизни некоторых ужасно токсичных людей. 

Еще я бы внимательнее следил за своей кошкой и сделал бы все, чтоб она выросла более здоровой и ей не пришлось проходить весь тот больничный ужас, который случился.  

А если говорить про будущее, то я бы с готовностью ухватился за шанс податься в творческую среду, если бы мне подвернулся такой шанс. Стал бы художником в студии, занимающейся играми. Или иллюстратором в той же среде. Оттуда бы уже рос. 

Newsforward: И последний вопрос для развлечения.Назови по одной-две книги, фильму, можно сериалу, игре, которые считаешь самыми важными, знаковыми? 

Александр Б.: Хо-хо-хо, вот это сложный вопрос. Однозначно — «Шерлок Холмс» Артура Конан Дойля. Вечный кумир моей жизни с самого детства. В остальном, пожалуй, мне проще назвать авторов. Ник Перумов, несомненно. С него началась моя любовь к фэнтези вообще. Вторым настолько же значимым автором для меня стала Ольга Громыко — ее персонажи и мысли, которые она передает через своё творчество, бесценны для меня.  

Игры — еще сложнее. Трилогия «Mass Effect», пожалуй, возглавляет этот список. Следом пойдет трилогия «Dragon Age» и многосерийная «Assassin’s Creed». Есть еще куча других игр, которые я нежно люблю, но не буду тут вывешивать прямо весь лист.   

С сериалами таких проблем нет. «Сверхъестественное» я считаю очень знаковым для себя сериалом, особенно его первые сезоны. «Тетрадь Смерти» — второй сериал-аниме, который хотелось бы упомянуть в этом ключе. Оба транслируют между делом очень важные мысли и поднимают очень важные вопросы. 

Материал подготовила Камилла Фомичева

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *