Культура

Интервью. Биричев Сергей Юрьевич

«Я был «поставщиком» хорошо подготовленных абитуриентов, поэтому кафедра оценивала, что работа идет в нужном русле», — Биричев С. Ю. 

Биричев Сергей Юрьевич, доцент, член Московского союза художников, директор ИГРИКа и заведующий кафедрой художественно-технического оформления печатной продукции рассказал о своей судьбе, и о институте. 

Newsforward: Здравствуйте Сергей Юрьевич! 

Сергей Юрьевич Б.: Да, привет. 

Newsforward: Первый, наверное, самый главный и основной вопрос. Почему Вы решили связать свою жизнь с такой творческой деятельностью, с искусством? С чего Вы начинали и на кого в принципе учились? 

Сергей Юрьевич Б.: Я заканчивал традиционно московскую художественную школу. Тушинский район, школа №4. В то время в Москве было 4 основных школы, эта была вечерняя. Закончил её с отличным аттестатом. Каждая школа была ориентирована на свой институт, поскольку готовился педагогический состав. Моя была ориентирована на Строганово, но тем не менее я выбрал Полиграфический институт. 

Newsforward: Почему его? 

Сергей Юрьевич Б.: Просто преподавательница, которая видела мои работы, отметила, что у меня был положительный «крен» в сторону графики. На тот момент графика, книжная графика — это были иллюстрации к известным произведениям, а к ним я с детства испытывал интерес. Поэтому она сказала: «Я рекомендую тебе поступать не в Строганово, а в Полиграфический институт». Это была рекомендация моего преподавателя. 

Учился я у Бисти Дмитрия Спиридоновича, застал Гончарова, который в свою очередь был учеником Фаворского. Так что я почти через «рукопожатия» был знаком с Фаворским. Андрей Дмитриевич Гончаров читал нам теорию композиции. Поэтому, что говорить, факультет был достаточно крепким. Он и сейчас крепкий, но тогда это преподавали классики графического искусства, книги. 

Newsforward: Очень интересный ход событий. У меня такой вопрос, Вы сами сейчас занимаетесь живописью или каким-то другим творческим делом? 

Сергей Юрьевич Б.: У меня была живопись довольно перспективная, я до сих пор её люблю. Но жизнь скорректировала все мои планы. Я с головой ушел в книгу, то есть в отрасль. 

Живописью я занимался для души, а в основном я был художественным редактором и художником книги. Правда иногда меня забрасывало в журналы, например, в «РИА Новости» (тогда это было Агентство печати «Новости»). Также в Информбюро работал, одновременно работал в издательстве «Политиздат», «Советский писатель», издательство «Мысль». Такие легендарные книжные издательства советского времени. 

Не удивлюсь, если сейчас я появлюсь в «РИА Новости», кого-нибудь из «старожил» там застану. Это огромный медийный холдинг. Арина Шарапова, знаете её? 

Newsforward: Да, конечно. 

Сергей Юрьевич Б.: Все 90-е она была там ведущей, мы вместе с ней сидели в одной комнате. Я был как художник, работал над журналами, а у неё была, по-моему, Венгрия в ведении. Мы издавались по всему миру. У меня, например, было несколько журналов на Индию. 

Newsforward: Вот это да, вы очень многое делали как оказывается. Это заслуживает моего глубокого уважения к Вам. Сергей Юрьевич, вот Вы работали арт-директором. Я знаю, что у Вас был такой период. А что выходило в Ваши обязанности? 

Сергей Юрьевич Б.: Арт-директор — это художественный редактор. Работа заключалась в следующем. Литературная редакция собиралась за круглым столом, и мы готовили к печати какого-нибудь автора или какую-то книгу. Если планировались какие-то иллюстрационные материалы, они тоже передавались. Литературный редактор обрабатывал рукопись, а художественный редактор поручал кому-то из внештатных художников работу. Опираясь на опыт и знание личных интересов художников, которых я знал, знал их мастерство, я отдавал им работу. Практически всегда работа выполнялась добросовестно. Художник книги зарабатывал относительно очень много денег. Я соответственно контролировал всю эту работу вплоть до типографии. Если было нужно, то даже выезжал туда. Курировал вплоть до выхода книги. 

Newsforward: Как Вы попали снова в институт? 

Сергей Юрьевич Б.: В период безвременья (начало 90-х) издательства начали закрываться, рушиться, меня судьба забросила на подготовительное отделение в институт. Ко мне обратились, не хочу ли я попробовать преподавать. Я согласился и все 90-е, в то время, пока я работал активно в основной отрасли, я также по выходным готовил абитуриентов к поступлению. По тем самым вступительным испытаниям, о которых мы говорили в начале: рисунок модели в интерьере, натюрморт и композиция маслом, отрывок из произведения. Да, у меня были перерывы лет в 15, но это было для меня хобби. Я был «поставщиком» хорошо подготовленных абитуриентов, поэтому кафедра отмечала, что работа идет в нужном русле. 

Newsforward: Сергей Юрьевич, у меня такой вопрос. Так как Вы сейчас ещё и преподаете, Вы можете рассказать, чему обучаются сейчас Ваши студенты? Кого готовят на Вашей кафедре? 

Сергей Юрьевич Б.: Для начала нужно разделить всё на два направления, вектора. Это бакалавр и магистратура, графический дизайн мультимедиа, который кстати я открывал. Это была коллегиальная инициатива в 2013 году. На тот момент ректор обратился с коллегиальным решением открыть это направление, и я взял на себя инициативу. Сейчас оно уже набирает обороты. 

Если говорить о графике, на которой я заканчивал специалитет, то здесь мы продолжаем традиции, которые не меняются. Меняются технологии, но не традиции. 

Отвечая на вопрос касательно студентов, они хотя и находятся под одной крышей, но отличаются. Если это художник-график, то он больше связан с типографией, версткой издания. Кафедра «Иллюстрации и эстамп» в свою очередь выпускает в чистом виде иллюстраторов. Они тоже умеют верстать книги, но больше рисуют, иллюстрируют. Они учатся дольше, 6 лет. 5 лет специалитет, а потом фактически год занимаются дипломом.

Newsforward: Как проходит процесс оценивания рисунков и отбор первокурсников по их работам? 

Сергей Юрьевич Б.: Выстроенный процесс достаточно логичен, и мы стараемся его не нарушать. У нас кафедральные просмотры, особенно по профилирующим направлением (на рисунке и живописи). Раньше был допуск к экзаменам, отборочная комиссия, где ты показывал свои работы. Сейчас это убрали, поэтому поступать могут все, кому не лень. Но в основном поступают ребята подготовленные, так как конкурс большой. И есть бюджетные места на графику, их достаточно много, мы можем сформировать 2 группы. Традиционный факультет набирал 30 человек на дневное отделение, когда я учился. Больше не брали. С тех времен примерно осталось такое же количество — 35 бюджетных мест на графику. На дизайн бюджетные места тоже есть, но меньше гораздо. 

Сессия у нас по профильным дисциплинам — это серьезный этап. Практически формируется выставка. Те задания, которые ребята нарабатывают за семестр, они затем развешивают. Это долгий процесс, сутки уходят точно. 

Newsforward: Где развешивают работы? 

Сергей Юрьевич Б.: На стенах, в институте. Это очень интересное событие. Кафедральный просмотр, как правило, закрытый. Идет активное обсуждение, поскольку это творческий процесс. Ведущий преподаватель отстаивает «своих», могут быть споры. То же самое на кафедре иллюстрации. Это событие, это праздник. Для ребят это, конечно, волнительно. 

Newsforward: Как много выпускников становятся знаменитыми, которые прославляют вуз? 

Сергей Юрьевич Б.: Да, много. Я боюсь кого-нибудь обидеть, потому что есть много художников, но я беру из поколения 30-35+. Уже сформировавшихся, это самый аппетитный возраст для художника. Например, Сергей Шанович, он тоже наш выпускник и также мой ученик. Я готовил его к поступлению. У него своя студия, он известен тем, что очень долгое время работал арт-директором телеканала НТВ. 

Newsforward: Как Вы считаете, можно ли человека научить рисовать? 

Сергей Юрьевич Б.: Да. Я абсолютно убежден в этом. Это зависит от желания. Я скажу из своего опыта. Рисовать модель, человека в интерьере — это высший пилотаж. У меня получалось научить. Да, это не год, может быть два, если человек с нуля пришел. Из своего опыта скажу, что у меня ребята приходили на подготовительное отделение совершенно нулевые. Ребята рисовали какие-то комиксы на уроках в тетрадке в клеточку. Он приносил, я смотрел, старался подбодрить. И мы начинали работу, получалось. Теперь эти ребята с комиксами — это крупные арт-директоры и художники. 

Newsforward: Вам нравится преподавать сейчас? 

Сергей Юрьевич Б.: Да, конечно, естественно. Уменьшена нагрузка, но тем не менее, конечно, нравится. 

Newsforward: Вам нравится больше преподавать студентам или все же ближе к душе работа арт-директором? Вы ведь, получается, ушли в сферу преподавания. 

Сергей Юрьевич Б.: Безусловно, мне нравится, чем я занимаюсь в данный момент. Арт-директором я достаточно много проработал. Но я продолжаю, на самом деле, поддерживать свою форму. Например, консультировать дизайн-студию издательства «Просвещение». У них есть своя студия, они периодически ко мне обращаются. 

Newsforward: Как вам онлайн-преподавание из-за ситуации с пандемией? 

Сергей Юрьевич Б.: Я отмечу, что я вижу определенные положительные моменты в онлайне. Это касается не всех предметов, но теоретических — вполне. И каких-то практических по определенным заданиям. Одно дело, когда ты отрабатываешь в студии фотосъемку, где нужно что-то объяснять. А сейчас технологии настолько высоки, что даже камера в телефоне качественно передает картинку. Удобно сейчас прослушивать, например, разбор полетов, когда ребята показывают работы, а я навожу критику и, естественно, хвалю. Или что-то подчеркиваю, обращаю внимание на ошибки, как можно что-то улучшить. 

Newsforward: Тогда это очень здорово, что онлайн не помешал творчеству. Особенно Вашей кафедре. 

Сергей Юрьевич Б.: В моем случае не помешал. Есть преподаватели, которым сложно. Та же самая живопись или печатная графика, для которой у нас есть шикарная лаборатория. 

Newsforward: У Вас крепкие, дружеские отношения с Вашими коллегами? Общаетесь с ними? 

Сергей Юрьевич Б.: Да, безусловно. Иногда встречаемся, что-то обсуждаем, также есть Facebook, но из-за загруженности редко туда захожу. 

Newsforward: Это очень здорово, на самом деле. Я пока слушала Вас, поняла, что у Вас настолько такая яркая жизнь, как все эти краски. Я бы с Вами еще в реальной жизни провела интервью и явно больше часа. Спасибо большое, что Вы уделили мне время. Мне было очень интересно и просто послушать, и узнать, через сколько всего Вы прошли. Спасибо Вам за интервью!  

Сергей Юрьевич Б.: Спасибо, взаимно. 

Материа подготовила Мария Пахомова 

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *