Наука и технологии

Тревожность у детей – в чем причины?

Психологические трудности, эмоциональные нарушения часто встречаются у большинства детей. Эти явления в большей степени составляют неразрывную часть развития и сами по себе не должны вызывать волнения. Кроме того, существуют некоторые аспекты нормального развития, которые кажутся похожими на отклонения от нормы.  

У некоторых детей могут наблюдаться искажающие процесс нормального развития отклонения от нормы, характеризующиеся тревожностью.  

 В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность».  

Однако это совсем неидентичные термины.   Тревога — это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Одним из проявлений тревоги является физиологическое проявление.  Учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Кроме физиологических, есть еще и поведенческие признаки проявления тревоги: дошкольник грызет ногти, качается на стуле, барабанит пальцами по столу, крутит волосы, теребит в руках разные предметы и др.  

Для начала нужно понять, что это слово обозначает. Психолог Ю. А. Коджаспиров дает такое определение: «Тревожность — повышенная склонность человека испытывать беспокойство, тревогу в самых разных ситуациях, в т. ч. и в таких, социальные характеристики которых к этому не предрасполагают.»  

Разные авторы по-разному понимали понятие тревожности. Психолог А.М. Прихожан пишет в одной из своих работ: «Тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». 

Представители гуманистической психологии рассматривают эмоциональное неблагополучие детей в рамках отклонений в развитии личности, которые появляются при потере ребенком согласия со своими собственными чувствами.  

Тревога, как правило, усиливается при психоневрологических и тяжелых соматических заболеваниях. И у здоровых людей, испытывающих последствия психотравмы, у многих групп людей с отклонениями в субъективных проявлениях личного стресса.  

Тревога как личностная черта связана с генетически обусловленными свойствами человеческого мозга, которые постоянно вызывают неестественные чувства эмоционального побуждения и тревоги.  

Подход к объяснению склонности к тревожности с точки зрения физиологических особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. И.П. Павлов выяснил, что, скорее всего, нервный срыв под влиянием внешних раздражителей происходит по слабому типу и по возбудимому. И наименее подверженными нарушениям являются животные с сильным уравновешенным типом и хорошей подвижностью.  

Вопрос о причинах беспокойства в настоящее время остается открытым. Многие авторы в качестве причины повышенного уровня тревожности у дошкольников называют нарушение родительско-детских отношений.  

Исходя из этого, основными причинами возникновения тревожности у дошкольников считаются:  

  • неправильное воспитание;  
  • неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью;  
  • воспитание, основанное на завышенных требованиях.   

Тревога ребенка может быть следствием личной тревоги матери, которая имеет симбиотические отношения с ребенком. Мать, чувствуя себя единым с ребенком, пытается защитить его от трудностей и неприятностей жизни. Она «цепляет» ребенка к себе, защищая его от несуществующих, иногда воображаемых и тревожных опасностей. В результате дошкольник может испытывать беспокойство, если его оставить без матери, легко потерять, бояться и бояться.  

В некоторых случаях изменение социальных отношений, может стать отправной точкой для развития тревоги. Кроме того, непоследовательность воспитателя, которая не позволяет дошкольнику предсказать его собственное поведение, может вызвать беспокойство у ребенка.  

Нарушение социального статуса ребенка также можно отнести к числу причин беспокойства. Большое значение в повышении уровня тревожности имеет адекватность развития личности ребенка. По результатам отечественных исследований тревожные дошкольники часто имеют низкую самооценку и завышенный уровень стремлений. 

Психолог Ч. Спилбергер выделяет два основных вида тревожности:   

ситуативную тревожность, т.е. порожденную некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Такое состояние может возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей или жизненных трудностей. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль.   

личностную тревожность.  Как правило рассматривается как личностная черта, которой свойственно проявляться в постоянной склонности к переживаниям тревожности в различных жизненных ситуациях, даже в таких, которые к этому не располагают. Личностная тревожность характеризуется состоянием безотчетного страха неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, переживающий такое состояние, беспрерывно находится в подавленном и настороженном состоянии, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный.  

Личностная тревожность закрепляется в процессе становления характера и способствует формированию заниженной самооценки и пессимистического взгляда на мир.  У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.  

Тревога не всегда проявляется в явном виде, так как это довольно болезненное состояние. И когда оно появляется, в душе ребенка включается полный набор механизмов, которые «превращают» это состояние во что-то другое, хотя и неприятное, но не столь невыносимое. Это может до неузнаваемости изменить всю внешнюю и внутреннюю картину тревоги.  

Страх — это «первая производная» тревоги. Его преимущество в его уверенности в том, что оно всегда оставляет свободное пространство.  

Т. е. у ребенка формируется устойчивая манера избегания. Если, например, ребенок боится собак, то он может гулять там, где нет собак, и чувствовать себя в безопасности. Дошкольник может ужасно бояться свободного доступа во двор, и в основе этого лежит семейный конфликт, который он пережил. Хотя страх по сравнению с беспокойством дает большее чувство безопасности. Но жить в таком состоянии сложно. Поэтому обработка тревожных переживаний на стадии страха не заканчивается. Чем старше дети, тем реже проявляются страхи и тем чаще появляются другие, скрытые формы проявления тревоги.  

У некоторых дошкольников эту защитную функцию выполняют определенные ритуальные действия (компульсии), которые «охраняют» их от возможной опасности. Примером может являться дошкольник, пытающийся не наступать на стыки бетонных плит и трещины в асфальте. Отрицательная сторона таких ритуалов — некоторая вероятность перерастания подобных действий в неврозы навязчивости.  

Фантазии тревожных детей, как правило, лишены этого свойства. Мечта не продолжает жизнь, а, скорее, противопоставляет себя ей.  

Если в жизни ребенок не общительный, у него мало друзей, то в фантазиях он является лидером детской компании и совершает героические поступки, вызывающие у всех восторг.  

То, что такие дошкольники на самом деле могли бы достичь предмета своих мечтаний, их не интересует, даже если это стоит малозначительных усилий. Реальные их достоинства и победы ждет та же участь. Они стараются не думать о том, что есть на самом деле, поскольку все реальное для них наполнено тревогой. Реальное и фантазийное у них меняется местами. Они живут в мире своей мечты, а все, что за пределами этого мира, воспринимается как тяжелый сон.   

Однако следует учитывать, что взволнованный ребенок просто не нашел другого способа справиться с тревогой. При всей неадекватности и абсурдности таких методов, детей нужно уважать, не высмеивать, а помогать ребенку «реагировать» на другие трудности другими методами. Если родитель знает, что ребенок беспокоится, не стоит смеяться над его страхами. Необходимо оказать малышу необходимую поддержку.  

«Приют» некоторых детей, избавление их от беспокойства — это мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои порой сложные конфликты, его неудовлетворенные потребности удовлетворяются в его снах. Сама по себе фантазия — это отличное качество, присущее детям, которое позволяет им выйти за пределы объективной реальности, создать свой внутренний мир, нестандартно подойти к решению различных вопросов. Однако фантазия не должна быть полностью оторвана от реальности, между ними должны быть постоянные отношения.  

Однако такая забота в иллюзорном мире недостаточно прочна — рано или поздно требования большого мира ворвутся в мир ребенка, и потребуются более эффективные методы защиты от беспокойства.  

Психолог Эрик Берн, изучая детский возраст, пришел к выводу: «Тревожные дети, которые приходят к простому выводу — чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы они меня боялись. Поэтому агрессивное поведение часто является формой сокрытия личной тревоги. Тревогу иногда очень трудно увидеть за агрессивностью». Уверенные в себе, агрессивные, при любой возможности унижающие других, не выглядят тревожными вообще. Часто в глубине сознания у таких детей тревога прячется. Но поведение и внешний вид — это только методы избавления от чувства неуверенности в себе, от осознания своей неспособности жить так, как нам хотелось бы.  

Тревога затрагивает все сферы жизни ребенка, включая сферу общения, заметно ухудшая его благополучие и осложняя отношения с окружающими. В то же время причины формирования высокого уровня тревожности связаны как с генетическими факторами развития психики ребенка, так и с социальными факторами. Если первые факторы формирования тревожности трудно исправить, то для коррекции социальных факторов вполне вероятно создание подходящих условий для преодоления развития высокого уровня тревожности в детстве.  

Материал подготовила Ксения Шевцова 

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *