Влияет ли повышенная тревожность дошкольников на их взаимодействие с окружающими? Большинство психологов утверждает, что тревожность оказывает негативное влияние на общение детей. А как именно – сейчас разберемся.
Психолог Л. И. Божович считала, что трудности в общении оказывают негативное влияние на установление и поддержание ребенком контактов даже у нормально развивающихся дошкольников. Но в группе детского сада мы можем наблюдать значительный процент детей, имеющих высокий уровень тревожности.
Она, как свойство личности, во многом объясняет поведение ребенка. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение малыша к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о типе его взаимоотношений с ровесниками и взрослыми.
Для каждого человека ученые выделяют свой оптимальный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность, цель которой характерна для обеспечения безопасности на личном уровне.
Все знают, как небольшое волнение увеличивает производительность. Наиболее подходящим для человека является сочетание умеренной тревоги с уверенностью и нормальной продуктивностью с признанием и положительной оценкой других людей. В таких случаях человек чувствует себя комфортно, готов к дальнейшим достижениям.
Когда степень тревоги превышает оптимальную, можно утверждать, что появляется неестественная тревога.
У дошкольников с высоким уровнем тревожности происходят изменения во всех сферах деятельности, в том числе и в общении.
Во время наблюдений за детьми с высоким уровнем тревожности кандидат психологических наук и логопед С.В. Коноваленко предполагала, что под влиянием тревоги коммуникативный потенциал этих детей не проявляется должным образом. И это неизбежно влияет на течение общения.
По словам психолога И. В. Шаповаленко, дети с высоким уровнем тревожности имеют такую же потребность в общении, как и все остальные дети дошкольного возраста. Мы можем об этом судить на основании того, что эти дети практически никогда не отказываются от игры со сверстниками и с большим удовольствием вступают в игровую деятельность с ними.
Такие дети пребывают в постоянной тревоге, боятся показаться неуклюжими, оказаться предметом шуток окружающих, никогда не проявляют инициативы как в общении, так и в ходе других видов деятельности со взрослыми и сверстниками.
Поэтому организовать детей на игру, внести свое предложение, отстоять его без помощи взрослого эти дети не могут.
Дошкольники с повышенной тревожностью в силу своей неуверенности оказываются значительно внушаемы, поэтому хоть и иногда вступают в контакт со сверстниками, лидерские позиции не занимают. Они оказываются ведомыми своими сверстниками: выполняют все, что они скажут, не могут и боятся проявить свою творческую активность, поэтому как в развитии сюжета игры, так и в ее организации занимают низшую подчинительную позицию.
Тревожные дети имеют другие особенности в коммуникационной деятельности. В ситуациях общения со взрослыми, во время занятий, на специально организованных мероприятиях, где существует система оценки, дети с повышенным уровнем тревоги запираются, теряются, стараются избегать визуального контакта и занимают подчиненную позицию. Их внимание направлено на взрослого, они ждут от него инструкций для дальнейших действий, без которых они не смогут работать.
В отличие от дошкольников с умеренным уровнем тревожности, в которых акт общения складывается из последовательных фаз коммуникативного акта, основанного на накопленном коммуникативном потенциале, у детей с высоким уровнем тревожности слабо выражены или отсутствуют коммуникативные навыки. Их коммуникативный потенциал намного беднее и более стереотипен.
У детей с повышенной тревожностью, как правило, отсутствует умение установить самостоятельно контакт, адекватно передать информацию. Таких детей обычно трудно понять. Умение самостоятельно преодолевать барьеры в общении у них отсутствует. Это тормозит их мотивацию.
По мнению австро-американского психоаналитика Р. Шпитца, тревожным детям свойственно:
- стремление ограничивать себя в контактах, стремиться к одиночеству, замкнутости;
- неразвитость инициативности в общении — проявляется в том, что ребенок предпочитает занимать подчинительную позицию во взаимодействии;
- трудности в установлении контакта, особенно в новой ситуации и с незнакомыми людьми;
- зажатость и скованность в общении со взрослыми;
- усиление тревожности в деятельности, где есть оценивание, или необходимость проявление инициативы;
- испытывают трудности в формулировании полного ответа;
- неумение слушать: постоянные отвлечения, неадекватное восприятие информации;
- неумение преодолевать барьеры общения;
- неумение привлечь внимание партнера по общению.
Дети с повышенным уровнем тревожности под воздействием страха боятся оказаться непонятыми, быть хуже других ребят. Из-за заниженной самооценки они подавляют в себе потребность в общении. Чтобы как-то себя реализовать, они стараются вести себя тихо, скованно, но и проявлять излишнюю прилипчивость в дружеских отношениях.
Можно сделать вывод
Дошкольники с высоким уровнем тревожности имеют свои специфические особенности в общении, испытывают определенные трудности, степень их овладения навыками общения ниже, чем у их сверстников.
Проблема детской тревожности является актуальной, и она заставляет не только психологов, но и воспитателей как можно скорее заметить повышенный уровень тревожности у ребенка. Необходимо, сосредоточив внимание на его коммуникативных навыках и способностях, планировать будущую педагогическую деятельность с детьми, которые имеют высокий уровень тревожности и низкую способность общаться.
Материал подготовила Ксения Шевцова