Культура

Лев Толстой. Популярность скрыла его грехи перед женой

Лев Толстой известен не только как автор серьезных произведений. Он написал «Азбуку» и «Книгу для чтения» для детей. Самое свое большое и значимое произведение «Война и мир» Толстой в конце жизни называл «многословной дребеденью».  Лев Николаевич имел дворянский титул графа. Написав множество великих произведений, Толстой был еще и радикальным философом, значительно повлиявшим на общество и показавшим, как великий писатель может стать большой общественной фигурой. 

Что происходило до брака? 

Лев Толстой был энергичным и азартным человеком. Однажды, играя в карты, он проиграл одно здание из родового поместья помещику Горохову. К сожалению писателя, здание вернуть не получилось. 

Но сложные отношения со своими желаниями Толстой не скрывал никогда. События его бурной молодости похожи на настоящие похождения Дон Жуана. «Не могу преодолеть сладострастия, тем более что страсть эта слилась у меня с привычкою. Мне необходимо иметь женщину». 

«В молодости я вел очень дурную жизнь, — подытожил свои метания Толстой в дневнике, — а два события этой жизни особенно и до сих пор мучают меня. Эти события были: связь с крестьянской женщиной из нашей деревни до моей женитьбы… Второе — это преступление, которое я совершил с горничной Гашей, жившей в доме моей тетки. Она была невинна, я ее соблазнил, ее прогнали, и она погибла». 

Наконец-то свадьба, но… 

Однако, помимо мимолетных увлечений, возникали в жизни Толстого и серьезные чувства. Это связанно с появлением в его жизни той самой женщины, ставшей его первой и единственной женой. С Софьей Андреевной Берс они прожили вместе 48 лет. 

Но в день торжества всегда светящаяся жизнью и радостью Соня шла под венец в слезах. Только самые близкие знали, что накануне Толстой вручил молодой невесте свой дневник с описанием всех любовных похождений. 

Тем не менее Софья Андреевна начала рожать Толстому детей, о которых он так долго мечтал. Всего у них родились тринадцать малышей, пятеро из которых умерли в детстве. Вся жизнь Софьи Толстой была положена на воспитание детей, хозяйство, заботу о муже, чьи рукописи она переписывала из ночи в ночь своим аккуратным почерком набело — в том числе и неоднократно, четыре тома «Войны и мира». Она знала два иностранных языка, и сама переводила философские труды Толстого, вела все хозяйство и бухгалтерию «планово убыточной» Ясной Поляны. 

«Жена у Вас идеальная! Чего хотите прибавьте в этот идеал, сахару, уксусу, соли, горчицы, перцу, амбре — все только испортишь», — говорил Толстому поэт Афанасий Фет. Вот только сам Лев Николаевич видел в жене скорее друга, чем женщину, чем вызывал у нее частые вспышки ревности. 

Особым ударом для Софьи Андреевны стало появление в их доме Аксиньи, которая долгое время нравилась Толстому и приходила в графский дом мыть полы. 

Самый серьезный разлад в семье случился, когда уже после шестых родов, которые закончились родильной горячкой, врачи запретили графине беременеть. Женщину предупредили, что организм слишком ослаблен, поэтому если ей и удастся самой выжить при дальнейших родах, то дети все равно будут слабыми и болезненными и могут умереть. 

Толстой, который в тот период считал, что физическая любовь без деторождения — грех, пришел в ярость: «Кто ты? Мать? Ты не хочешь больше рожать детей! Кормилица? Ты бережешь себя и сманиваешь мать у чужого ребенка! Подруга моих ночей? Даже из этого ты делаешь игрушку, чтобы взять надо мной власть!» 

Софья Андреевна, как всегда, послушалась мужа, но врачи оказались правы — вслед за Петей умерли годовалый Николай, маленькая Варвара, пятилетний Алексей. 

Когда Толстому было уже 60 лет, а его жене — 44, в их семье родился последний ребенок, Иван. Эти роды были самыми трудными, однако неожиданно сблизили супругов. Ваню любили больше других и часто тревожились, так как мальчик рос очень слабым. Когда в 7 лет он умер от скарлатины, Софья Андреевна уже не смогла оправиться от этой потери. 

За 10 дней до смерти 82-летний Толстой ушел из собственного имения в Ясной Поляне с 50 рублями в кармане. Причины на это, как считается, были бытовые: за три месяца до этого Толстой подписал тайное завещание, по которому все авторские права на произведения передавались не его жене Софье Андреевне, а дочери Александре и лучшему другу Черткову. 

Узнав об этом, Софья Андреевна превратила семейную жизнь в ад: на Толстого навалились и ее истерики, и открытое противостояние почти со всеми взрослыми детьми. «Не могу переносить!», «они разрывают меня на части», «ненавижу Софью Андреевну», — писал он в те дни. 

Тем не менее, Толстой навечно остался верен и благодарен супруге. Уже после его смерти ей передали письмо со словами: «То, что я ушел от тебя, не доказывает того, что я был недоволен тобой… Я не осуждаю тебя, напротив, с благодарностью вспоминаю длинные 35 лет нашей жизни! Я не виноват… Я изменился, но не для себя, не для людей, а потому что не могу иначе! Не могу и тебя обвинять, что ты не пошла за мной». 

Материал подготовила Алиса Снытко 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *