В Китае чтят все древние традиции и обычаи, особенно в Праздник весны или же Китайский Новый год. Одной из традиций, которая существует в Китае уже на протяжении четырех тысяч лет, является собираться всей семьей за новогодним столом. Новогодний ужин — это наглядный срез всей китайской культуры и традиций, где каждое блюдо имеет свое уникальное значение.
Для жителей Китая ежегодный ужин воссоединения является самым большим событием любого китайского Нового года. Он обычно проводится в доме самого старшего члена семьи. Ужин воссоединения традиционно бывает очень обильным, роскошным и дорогостоящим. Кто-то покупает дорогие продукты, чтобы не упасть в грязь лицом. А кто- то значимые, символические продукты, приносящие удачу.
Еще одной важной традицией Китая в праздник Весны является украшение окон и дверей парными надписями Чуньлянь на красной бумаге. На них обычно написаны пожелания удачи и счастья, богатства и долголетия.
Какую еду следует готовить в Китайский Новый Год, и что она символизирует? И какая легенда связана с парными надписями Чуньлянь?
Традиционная еда
Пельмени цзяоцзы или 饺子 (jiǎozi) — традиционное блюдо новогоднего стола в Китае. Их история насчитывает более 1800 лет. Особой популярностью пользуются в северной части Китая. Они символизируют прощание с прошлым годом, а также богатство и счастье в новом.
Пельмени по форме напоминают небольшие древнекитайские золотые слитки, которые использовались в качестве валюты. Самые популярные начинки на Новый год: китайская капуста (символ богатства), зеленый лук (символ вечного благополучия). В Китае говорят, чем больше пельменей съешь на Новый год, тем больше денег ждет в наступающем году.
Рисовые шарики танъюань 汤圆 (tāngyuán) берут свое начало в южных провинциях Китая. Тесто для них делается из рисовой муки. В него кладут сладкую начинку из фруктов, коричневого сахара или пасты из красных бобов. Их круглая форма символизирует семейное единение, а произношение напоминает слово «объединение» 团圆 (tuányuán).
Способ приготовления зависит от региона и личных предпочтений. Их либо варят в кипятке, либо жарят во фритюре. Часто на юге Китая рисовые шарики подают с острым супом из редьки и рыбным пирогом.
Для каждой семьи рыба 鱼 yú — неотъемлемая часть новогоднего стола. В китайском языке рыба произносится так же, как и слово «излишек» 余 yú. Для китайцев характерно приберегать что-нибудь к концу года, так как это принесет в будущем удачу. Во время подачи блюда часто произносят фразу 年年有余 niánnián yǒuyú «пусть каждый год будет изобильным». Тем самым китайцы желают друг другу изобилия в еде и деньгах в следующем году.
Во время застолья рыба ставится перед старшими или почетными гостями в знак уважения. Голову и хвост рыбы принято оставлять нетронутыми. Для этого даже существует выражение 有头有尾 yǒutóuyǒuwěi «есть начало, есть и конец», что буквально переводится, как «есть голова и хвост». Эта традиция символизирует завершение всех старых дел и переход к новым начинаниям.
Свинина в красно-коричневом соусе — один из древнейших китайских рецептов (более 1500 лет), и любимое блюдо Мао Цзэдуна. Для приготовления обычно используют свиную грудинку, имбирь, специи, сахар, соевый соус и бадьян. Иногда в рецепт добавляют вино, чтобы убрать сальный привкус свинины и добавить изысканного аромата. Мао Цзэдун, например, ел это блюдо без соевого соуса, предпочитая ему большее количество сахара и соли.
Блюдо напоминает идиому 红红火火 hónghóng huǒhuǒ «процветающий», что дословно значит «гореть, как красное пламя».
Парные надписи Чуньлянь
Чуньлянь иногда называют дуйлянь («парные надписи»), потому что их композиция состоит из пары дощечек («дуй-цзы» – «пара»). Они наклеиваются по обе стороны входной двери, их еще называют «мэньлянь» («дверные надписи») или «инлянь» («столбовые надписи»).
На самых ранних чуньлянь (таофу) не было надписей. Начиная со времен династии Хань люди перестали изображать братьев Шэнь Шу и Юй Люя и стали писать только их имена. В эпоху Пяти династий (907–960) на таофу появились парные фразы, а имена писать перестали. В главе «Наследственный дом Шу» трактата «Сун ши» («История Сун») есть запись о том, что правитель царства Шу, Мэн Чан, сам подписал чуньлянь: «Новый год – это воздаяние нам за добрые дела предков. Пусть прекрасный праздник знаменует вечную молодость». Говорят, что это и есть самый древний китайский чуньлянь. У поэта эпохи династии Сун, Ван Аньши, есть стихи о том, как к Новому году в каждом доме расклеивают чуньлянь: «В каждом дворе сияет солнце, старые персиковые дощечки меняются на новые».
Император Чжу Юаньчжан был первым, кто стал писать чуньлянь на красной бумаге. Именно он официально утвердил название «чуньлянь». Император не только сам сочинял надписи, но и побуждал к этому подданных. Чуньлянь становились все более распространенными. Люди стали клеить их не только на Чуньцзе, но и во время других радостных событий – или, когда просто было хорошее настроение.
Во времена эпохи Цин чуньлянь стали еще более искусными и обрели еще более глубокий смысл. Есть одна интересная история об императоре Цяньлуне, связанная с чуньлянь. Однажды император Цяньлун, спускаясь по реке Янцзы, попал в деревню Тунчжоу. Так как в провинции Хэбей тоже есть место под названием Тунчжоу, ему в голову пришла рифма. И именно он написал первую фразу для чуньлянь: «Тунчжоу есть у севера, Тунчжоу есть у юга. Так север и юг связаны туго». Затем сказал свите: «Придумайте пару к этой надписи». Придворные стали наперебой предлагать варианты, но ни один не нравился императору.
В конце концов один мелкий чиновник заметил, что, хотя Тунчжоу и небольшое поселение, в нем очень много ломбардов. И он придумал такую хитроумную фразу: «Ломбарды есть на западе, а есть и на востоке. В этом запад с востоком вовсе не одиноки». Цяньлун, услышав это, аплодировал от восторга: «Отлично! Так ловко подобрал слова!» – и тут же наградил этого чиновника.
Материал подготовила Валерия Рублевская
(В статье использованы материалы из книги Паньпань Хуана «Китайские традиции и обычаи»)