Культура

Почему Пушкин – идол?

Пушкин — главный поэт России и вообще «наше все». Мнение, которое не оспаривается, хотя порой и вызывает подтрунивание. Впрочем, ничего удивительного или предосудительного здесь нет. Каждая нация нуждается в именах – символах и общепризнанных авторитетах. У древних римлян Гораций, у англичан Шекспир, у немцев Гете, у итальянцев Данте, у поляков Мицкевич, у русских Пушкин. Другие впоследствии были, возможно, не слабее, но место на пьедестале уже занято. 

Что он сделал? 

Пушкин создал тот великий русский литературный язык, которым пользуются по сей день. Написал большое количество бессмертных литературных произведений, которые вошли в фонд мировой литературы. Он писал как в прозе, так и в стихотворной форме. После его реформы основой нового русского литературного языка стал язык простого народа, тот, который был подвластен всем. Литература стала общедоступной. Новый литературный собрал в себе все возможные стили языка, которые уже были сформированы к тому моменту. 

Перед написанием произведения Пушкин создавал черновик, в котором фиксировал свои мысли. Часто Александр Сергеевич проводил целую исследовательскую работу. Лучше всего ему работалось осенью. Его произведения рассматриваются как образцы художественной литературы. Литературный язык со времен Пушкина не претерпел значительных изменений.  

Каким он был на самом деле? 

Один из источников, рассказывающих о юности поэта, – «Записки о Пушкине», которые оставил его лучший друг Иван Пущин. Он вспоминал: «Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей. <…> В нем была смесь излишней смелости c застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило. Главное, ему недоставало того, что называется тактом…». Ненадежный и эксцентричный его характер стал причиной, по которой Пушкин, в отличие от многих своих друзей, не стал декабристом.  

Александр Сергеевич был невысокого роста (166), худой, голубоглазый, носил длинные ногти и копну курчавых волос, знаменитые бакенбарды появились во время ссылки. В воспоминаниях современников он предстает как некрасивый человек, который при этом был настолько остроумен и энергичен, что мог заполучить самых красивых женщин.  

В школе об этом не рассказывают, но те, кто интересуется, отлично знают, что Пушкин брюхатил крепостных девок и впоследствии не проявлял никакого интереса к своему потомству. Сделал рогатыми многих мужей и находил это весьма забавным, а сам впал в ярость при малейшем подозрении касательно своей супружеской чести. 

В дневнике цинично-физиологически отозвался о той самой Анне Керн, которой посвятил знаменитые стихи: «Я помню чудное мгновенье». 

Был азартным игроком и оставил после себя сто тысяч рублей долга (около двух миллионов долларов на современные деньги), которые заплатил Николай I. 

Когда губернатор единственный раз попытался заставить прикомандированного чиновника сделать что-нибудь полезное и отправил его проконтролировать ход борьбы с саранчой, Пушкин вместо отчета о проделанной работе прислал издевательскую записку: «Саранча летела-летела, и села. Cидела-сидела, все съела и вновь улетела». 

Когда Пушкин находился в Кишиневе, в Греции началось восстание против Османской империи. Естественно, местные греки пришли в возбуждение. Пушкин описал происходящее так: «Раззевавшись от обедни, к Катакази еду в дом. Что за греческие бредни, что за греческий содом! Подогнув под ж…у ноги, за вареньем, средь прохлад, как египетские боги, дамы преют и молчат». 

Почему он – идол?  

По вопросу о Пушкине между россиянами и иностранцами существует определенное недопонимание. Из русских авторов на Западе знают Толстого и Достоевского, кто образованнее — Чехова и Булгакова. А Пушкина, которого на родине ставят выше всех, читают и почитают намного меньше.  

Толстой и Достоевский глубоко заглянули в тайны души, сказали человечеству что-то новое и важное о своей стране и вообще о жизни. Есть мнение, что они сформировали ложное и вредное представление о русских как о нации непонятных и непрактичных Карамазовых и Каратаевых, вместо дела предающихся сомнительной философии. Но факт остается фактом: мировую славу получили люди, сделавшие то, чего до них никто не делал. 

Пушкин же был первым только дома. «Дубровский» и «Капитанская дочка» — кальки с английских и французских историко-авантюрных романов, «Евгений Онегин» — тривиальная любовная история с примесью модного байронизма. 

Великая и непреходящая заслуга Пушкина в другом. Он — первый национальный автор, которого можно читать, не спотыкаясь об архаизмы, создатель литературного русского языка, великого и могучего, несмотря на все наши попытки его испортить. 

Часть россиян считают это обывательским копанием в грязном белье и говорят, что к гению надо подходить с иными мерками, нежели к простым смертным. Другие призывают знать прошлое во всей полноте и вопрошают: а что, знаменитостям все позволено? 

Стали ли стихи Пушкина хуже оттого, что их автор был донжуаном, картежником, и имел трудный характер? Нет. Но, как заметил судья в «Приключениях Тома Сойера», истина всегда почтенна. 

Материал подготовила Алиса Снытко 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *