Наука и технологии

Цифровизация. Опыт Германии и возможности для России

Одной из характерных особенностей 2020 года стала активная цифровизация разных секторов экономики Германии. Помимо модернизации промышленного производства в повестке дня обозначались вопросы, связанные с эффективной и устойчивой работой дистанционных образовательных сервисов, предоставлением государственных и муниципальных услуг, медицинским обслуживанием и пр. 

Цифровизация оказалась одновременно и средством, и вызовом для национальных администраций. Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 спровоцировала введение жестких ограничений, серьезно изменивших повседневную жизнь граждан. Одним из следствий таких радикальных социальных изменений стало бурное развитие сегмента электронной торговли. Тренд на рост активов, преимущественно связанных с электронной коммерцией, является общим для большинства стран, столкнувшихся с вызовами COVID-19. 

Приобретенные в период жестких локдаунов национальные цифровые компетенции, их «узкие места» и эффективные решения в новых условиях становятся точками соприкосновения для двустороннего и многостороннего сотрудничества. 

Цифровизация и IT в России  

Как подчеркнул президент России В.В. Путин в своем выступлении на онлайн-форуме «Давосская повестка дня 2021», сегодня «мы работаем над тем, чтобы создать условия для достойного и эффективного труда и успешного предпринимательства, обеспечить цифровую трансформацию как основу технологического уклада будущего всей страны, а не узкой группы компаний». 

Наработанный опыт российских IT-компаний, конкретные решения, направленные на успешное функционирование цифровой инфраструктуры, — все это является одновременно и конкурентным преимуществом, и основой для продуктивного взаимодействия в рамках восстановления национальных экономик. 

В этой связи расширение партнерства и сотрудничества в цифровой сфере является важным направлением для работы с зарубежными партнерами. 

Одним из эффективных цифровых кейсов 2020 года стало успешное развитие онлайн-торговли, обеспечившей сохранение длинных производственных цепочек даже в условиях жестких ограничений. 

Вместе с тем «порог входа» на рынок электронной коммерции определяется целым наборов факторов, конфигурация которых зависит от текущего развития цифровой инфраструктуры в конкретной стране и, следовательно, может стать базовой площадкой для расширения двустороннего сотрудничества. 

В докладе Секретариата ВТО сообщается: «Пандемия высветила очевидную необходимость преодоления цифрового разрыва как внутри стран, так и между ними. Обострились многие традиционные препятствия, которые по-прежнему мешают участию мелких производителей, продавцов и потребителей в электронной коммерции в развивающихся странах, особенно это проявляется в наименее развитых странах. Это подчеркнуло потребность в эффективных и доступных информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), таких как телекоммуникационные, компьютерные и другие ИТ-услуги и новые технологии». 

Вместе с тем указанная проблема неравномерности цифрового развития затронула не только развивающиеся страны, но и Европейский союз. 

https://sdo.sofadoma.ru/pluginfile.php/1882/course/overviewfiles/%D1%80%D0%B5.jpg
Источник: sdo.sofadoma.ru 

Пандемия и потребительский рынок 

Изменение потребительской модели поведения граждан, вынужденных приспосабливаться к соблюдению мер социального дистанцирования, самоизоляции, а также другим ограничениям, привело к тому, что спрос на покупки в Интернете, использование социальных сетей, IP-телефонии, конференц-связи, потокового видео и онлайн-кинотеатров резко увеличился. 

К новым условиям пришлось приспосабливаться не только сегменту розничной торговли, но и культурно-досуговым учреждениям. Приготовление еды на вынос и на доставку в ресторанах и кафе во многих случаях оказалось единственным направлением их выживания при введении строгого карантина. Аналогичным образом музеи были вынуждены перестраивать свою работу на онлайн-контент. Представители шоу-бизнеса, киноиндустрии также пересмотрели формат своей публичной активности, переместив в ряде случае концертную, выставочную и иную деятельность на онлайн-платформы. 

В результате существенно возросли требования как к скорости передачи данных, так и к качеству предоставляемых интернет-услуг, их доступности для широких масс граждан, проживающих как в городских центрах, так и в сельской местности. 

Особенность 2020 года — изменения на рынке труда. Речь идет не только о сокращении рабочих мест, но и об изменении формата производственной деятельности. Удаленная работа, «домашний офис» — это та реальность, с которой по всему миру столкнулись как работодатели, так и сотрудники. И этот вызов показал, что при наличии развитой цифровой инфраструктуры издержки, связанные с отдельными элементами рабочего процесса (к примеру, длительные командировки или многочисленные письменные согласования), могут быть существенно сокращены. 

В свою очередь, наступление онлайн-торговли на розницу, особенно при сохранении удаленных форм занятости для граждан, ставит вопрос об избыточности торговых площадей в городских центрах. Пока эксперты осторожны в своих оценках глубины изменений потребительских моделей в связи с введенными коронавирусными ограничениями, однако несомненным является тот факт, что онлайн-покупки прочно вошли в повседневную жизнь людей. И, следовательно, прежние розничные решения потребуют существенной корректировки. 

«Цифровые технологии для всех» 

В исследовании «Цифровые технологии для всех», проведенному к германскому форуму Digitaltag 2020, отмечается: «Оцифровка прочно вошла в повседневную жизнь большинства людей. Для подавляющего большинства людей в возрасте от 16 до 64 лет цифровые технологии имеют большое значение для получения информации (89%), общения (83%) и развлечений (80%)». 

При этом «для большинства людей самая большая проблема с использованием цифровых технологий — это неадекватная ориентация на пользователя. Две трети всех респондентов (65%) называют недостаток удобства в использовании как препятствие. Большинство также рассматривают среди проблемных вопросов сложные инструкции по эксплуатации (58%) и отсутствие поддержки по техническим вопросам или проблемам (56%), каждый второй указывает непонятную информацию о защите данных (53%). Напротив, недостаточное понимание технологий (41%), нечеткие представления о преимуществах (39%), отсутствие интереса к цифровым технологиям (34%) и высокие затраты на приобретение (34%) играют меньшую роль при оценке сложностей использования цифровых технологий». 

Россия и Германия. Экономическое сотрудничество и цифровизация

Рынок цифровых услуг в Германии в настоящее время находится в стадии наполнения, что открывает дополнительные возможности для российских компаний — поставщиков телекоммуникационного и ИТ-оборудования, разработчиков программного обеспечения, а также иных цифровых компетенций. 

https://vuzopedia.ru/storage/app/uploads/public/5de/4d6/656/5de4d66568a71705679936.jpg
Источник: vuzopedia.ru 

Министр промышленности и торговли Российской Федерации Д. Мантуров, выступая 16 февраля 2021 г. на Конференции по стратегическому сотрудничеству между Россией и Германией, отметил, что посткоронавирусный период открывает возможности для развития новых направлений и форм экономического сотрудничества. Среди них — онлайн-торговля. Министр отметил выход российского онлайн-ритейлера «Вайлдберриз» на рынок Германии в конце прошлого года, а это порядка 4 млн наименований товаров от 40 тыс. брендов. Кроме того, в числе приоритетов цифрового сотрудничества двух стран — развитие совместных проектов в области «умного производства», внедрение аддитивных технологий (3D-печать), общие вопросы цифровизации в целом. 

В свою очередь, Министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер выделил такие сферы потенциального сотрудничества, как «техническое регулирование и цифровизация». Этой темой активно занимается Совет по техническому регулированию и стандартизации для цифровой экономики Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию и Восточного комитета немецкой экономики. В его работе принимают участие более 100 экспертов по стандартизации с российской и немецкой стороны. Ключевая задача — сближение систем технического регулирования России и Европейского союза, прежде всего, по направлению цифровой трансформации экономики. 

В целом деятельность Совета является хорошим примером эффективной и конкретной практической работы по развитию цифровой экономики в рамках торгово-экономического сотрудничества России и Германии. 

Отметим, что российские компетенции в области цифровизации с учетом глубоких сдвигов потребительских моделей граждан могут быть востребованы не только в рамках совместных российско-германских проектов промышленного развития, но и в рамках сферы услуг. 

Другое перспективное направление — это разработка пакетных решений в сфере создания цифровой инфраструктуры, в том числе внедрения новых стандартов связи и передачи данных. 

Конкуренция на этом рынке, безусловно, жесткая, однако открывающиеся возможности вкупе с накопленными результатами в сфере цифрового развития позволяют надеяться на успех. 

Материал подготовила Александра Смирнова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *