Культура

«Мы свое призванье не забудем: смех и радость мы приносим людям»

На Кузнецком мосту, Арбате и даже в метро вы видите их – отъявленных романтиков, «кто нотами сердца жжет» – уличных музыкантов. В одиночку, вдвоем, большими компаниями они играют на разных инструментах там, где множество людей и веселья. 

Наша героиня Алина начала заниматься музыкой еще в 7 лет. Тогда родители заметили талант и отдали девочку в «музыкалку» по классу фортепьяно. 

«Вспоминаю сольфеджио с содроганием. Мне иногда казалось, что мои одноклассники лучше меня во всем. Но, естественно, я не сдавалась и в конце концов стала лучшей на потоке. Правда, интересовали меня совсем другие жанры и специализации в музыке, если это так можно назвать».  

Так, с подросткового бунта и интереса к «запрещенному плоду» начались вечеринки и увлечение гитарой и укулеле. 

«Сначала было восхищение старшими и мысли о том, что я тоже так обязательно смогу! Уже в 12 я начала учить аккорды любимых песен Арии и раздражать всю семью своей гитарой и непослушанием». 

Шли годы, и наша героиня с ангельской внешностью и голосом закончила музыкальную школу с отличием и плотно вошла в культуру уличных музыкантов. 

Гитара за спиной и термос с чаем а рюкзаке — каждый день Алина шла в центр Уфы, чтобы играть любимые песни и зарабатывать на мороженное. Кроме этого были постоянные музыкальные конкурсы, фестивали, бардовские вечера и ежегодные выступления на всех школьных праздниках. В общем, практики хватало с головой, а инструмент стал практически частью организма. 

Спустя время произошел переезд в Москву и возникновение больших проблем с выступлениями — по ее словам, уличных музыкантов у нас недолюбливают и пытаются всячески принизить. 

 «Наша главная проблема — это запрет попрошайничества (и почему-то все считают, что мы собираем деньги) и, что самое главное, обязанность платить налоги и иметь разрешение на предпринимательскую деятельность». 

Получается замкнутый круг — денег на оформление ИП нет, зарабатывать нельзя, петь можно только с чьего-то разрешения. Оказывается, нормативные акты жестко регламентирует деятельность уличных музыкантов. Казалось бы, в метро или на улицах их бесконечное множество, но все не так гладко. Статья 20.2.2 КоАП РФ –– основание для разбирательств, где выступают нарушителями художники, музыканты и агитаторы.  
Для привлечения к административной ответственности необходимы всего лишь два основания: толпа людей вокруг артиста и нарушаемый в следствии этого общественный порядок. Получается, вечные концерты на Никольской  – прямой путь попадания в места не совсем приятные? Тут тоже нет.  

Что говорит закон? 

Для разбирательств необходимо точно определить цели выступления. Если играющий не имеет умысла организовать массовое пребывание людей, о нарушении речи не идет. Может, поэтому мы и видим множество музыкантов и людей вокруг них. С первого взгляда сложно разобраться в законодательстве и понять, попадаешь ли ты под запрет. 

Обычно большая часть репертуара уличных музыкантов –– каверы, которые рассматриваются в главе 70 ГК РФ. В ней говорится об исключительном праве автора использовать его песни. Выходит, артисты-любители чаще всего нарушают этот закон. Только отсутствие строгого контроля обеспечивает невиновность, ведь по регламенту каждый должен договариваться с артистом лично. 

Ситуация с уличными музыкантами сложилась неоднозначная. Каждый тянет одеяло на себя, и правым не оказывается никто. В Санкт-Петербурге, например, в сентябре прошли массовые разбирательства с отборами инструментов и составлении протоколов о самоуправстве и самовольном занятии земельного участка. Сразу же отъявленные борцы за справедливость создали профсоюз, борющийся с такими нелепыми обвинениями.  

Стать причиной ограничения деятельности артиста может стать, по сути, только жалоба граждан. Вы плохо поете? Ваша гитара расстроена? Ведешь себя вызывающе? Простите, но придется играть дома.  

Придем к компромиссу? 

На помощь уличным музыкантам пришел проект «Музыка в метро».  
В соответствии с проектом оборудованы места для всех желающих проявить себя творчески и составлены формы заявок на участие. Артистам предоставлены 15 площадок, на которых разрешено собирать добровольные пожертвования и запрещено выступать в час-пик. 

Музыкальным группам, желающим выступать в парках, по закону необходимо направить заявку в администрацию с указанием количества участников и ссылкой на видео, демонстрирующим репертуар коллектива. При этом концерт не должен носить политический характер.  

Казалось бы, составить заявку по форме и отправить ее на рассмотрение проще простого, но что-то мешает. Чаще музыканты отказываются от идеи или идут против закона, лишь бы не «связываться с бюрократией» (и другими оправданиями лени и равнодушия).  

Поэтому лучшим вариантом для тех, кто хочет просто петь, а не разбираться в законе, стали квартирники. Тут условие только одно – закончить мероприятие до 23.00 и не допускать громкости свыше 70 децибел. «Тут дань если и собирают, то только в виде сладкого» — говорит Алина.  

Культура уличной музыки – это андеграунд, лишенный продюсеров и регламентов. Самая нетипичная и альтернативная философия жизни и подхода к творчеству оказывается прямой угрозой свободе – при условии отказа от норм и наплевательского закона на окружающих. Да, артисты легко попадают под раздачу. Социальное и психологическое давление никто не отменял. При этом нет в мире человека, который хотел бы слушать «Мурку» под своими окнами в 2 часа ночи. Развитие эмпатии и понимания! Вот, что должно стать главной внесенной инициативой в законодательные акты. Твоя свобода заканчивается там, где начинается личное пространство другого. 

Уличные музыканты благородно выполняют главную цель социализации – просвещение – и, как у Маяковского, смазывают карту будней, расплеснув музыку в каждом уголке Москвы

Когда навстречу друг другу пойдут человек и закон, мы сможем наслаждаться ими легально на Тверской и Сухаревской, в метро и на вокзалах, в каждом городе и квартале. Важнее ведь далеко не музыка, а остановка перед артистом. В текучке кадров, скорости времени и бесконечных серых днях. 

Тепло, исходящее от звучания бессмертной песни «Спокойная ночь» Цоя или «Вахтерам» Бумбокса греет в самый холодный день. Без них даже самые красивые гирлянды на здании ГУМа станут обычным декором, а не частью атмосферы. В метро без музыкантов станет совсем грустно: по моему опыту, после пар в 9 вечера скрасить усталость могут только знакомые напевы (даже если их играют отнюдь не лучшим образом).  

Мы все боимся тишины –– это одиночество и апатия. Музыка нас связывает и соединяет, мотивирует и поддерживает –– стоит перестать играть в пинг-понг под названием «Музыкант и административка». Только эмпатия, сотрудничество и понимание смогут побороть все условности. Так, может, начнем? 

Материал подготовила Алёна Александрова 

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *