Наука и технологии

Если малыш боится: проверенные способы коррекции детских страхов

Страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. По своей природе проявление страха – норма, но есть случаи, когда длительный страх и нахождение в стрессе приводят к негативным последствиям и значительно снижают качество жизни. В таких случаях необходима психологическая коррекция.  

Коррекция — особая форма психолого-педагогической деятельности, направленная на создание наиболее благоприятных условий для жизни ребенка. Сейчас термин «психологическая коррекция» широко и активно используется в практике работы как школ, так и дошкольных учреждений. Важно, что воспитатель проводит корректирующие занятия с нормально развивающимися детьми (коррекцией аномального развития занимаются патопсихологи, дефектологи, врачи). Предметом коррекции чаще всего выступают умственное развитие, эмоционально-личностная сфера, невротические состояния и неврозы ребенка, межличностные взаимодействия. 

Бывают разные формы корректирующих занятий - лекционно-просветительная, консультативно-рекомендационная, коррекционная (групповая, индивидуальная) деятельность. Особенно широко в коррекционной работе используется ведущая деятельность детей — игра в различных ее видах. Опора на игровые, значимые для дошкольника мотивы в коррекционных занятиях делает их особо привлекательными и способствует успеху в коррекции. Применяются в коррекционной работе с дошкольниками и занятия физической культурой. 

Коррекция посредством рисования

Рисование — творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов.  

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях. А еще безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. 

Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, выражения эмоций, в том числе и негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для его психического развития. 

Коррекция посредством игротерапии

В современной отечественной психологии одним из средств коррекции детских страхов является игротерапия. Успешность такого воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение им свободно выражаемых в игре чувств. Реалистическая игра зависит от ситуации, в которой ребенок оказывается, а не от его потребностей и желаний.  

Через игру ребенок учится не только воспринимать мир, но и понимать его. В игре ребенок расслабляется и погружается в процесс.  

Использование неструктурированного игрового материала (вода, песок, глина, пластилин) предоставляет ребенку возможность косвенно выразить свои эмоции, желания, так как сам материал способствует снятию внутреннего напряжения. Структурированный игровой материал включает: кукол, мебель, постельные принадлежности (они провоцируют желание заботиться о ком-то); оружие (способствует выражению агрессии); телефон, поезд, машины (способствуют использованию коммуникативных действий). По своей сути структурированный игровой материал способствует овладению социальными навыками, усвоению способов поведения.  Неструктурированный дает ребенку полную свободу самовыражения.  

Коррекция посредством сказкотерапии

В практике сказкотерапии используются три варианта кукол: куклы-марионетки (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребенку возможность для фантазирования); пальчиковые куклы; куклы теневого театра (используются, преимущественно, для работы с детскими страхами). Как средство перевоплощения, кукла облегчает процесс постановки спектакля, так как далеко не каждый человек, в силу тех или иных причин, способен играть на сцене.  

С другой стороны, материализуясь в кукле, страх лишается для ребенка своей эмоциональной напряжённостью, он видит и ощущает результат своего воздействия на куклу.  

Ребенок начинает осознавать ответственность за сценическую жизнь куклы. Он видит причинно-следственные связи между своими действиями и действиями куклы. Она, выступая атрибутом, воплощает в себе противоположные эталоны человеческих поступков и качеств, которые наиболее ярко представлены в сказках. Привлекательность сказок для психологической коррекции вообще и коррекции страхов, состоит в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений.  

В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы, через которые проходило все человечество (отделение от родителей, проблема выбора, несправедливость и т. д.).  

И наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок. Выделяют несколько приемов работы со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, сочинение новых сказок. Во время работы ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами. С другой стороны, в сказке пугающий персонаж или явление может вовсе таким не выглядеть. Примером этому служит сказка Т. Вершининой «Волшебница Темнота».  

Коррекция посредством куклотерапии

Еще одним из достаточно распространенных методов коррекции невротических страхов принято считать куклотерапию. Чтобы определить наиболее подходящую тактику преодоления страхов посредством игры с куклами, доктор психологических наук А.И. Захаров предлагает сначала провести наблюдения за самостоятельной игрой ребенка в естественных условиях. После этого можно начинать проводить терапевтические сеансы в игровой комнате. Ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора игрушек и материалов. 

Для игры надо заранее подготовить игрушки, похожие на тот предмет, которого дошкольник боится, и разыграть сюжет, в котором он может «расправиться» со своим страхом, тем самым избавившись от него.  

Психологический механизм устранения страха заключается в перемене ролей: когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом. Разыгрывание страха помогает снять напряжение, перенести его на куклу. Ребенку предоставляется возможность испытать в игре ощущения собственной силы и решимости. Поэтому, если ребенок принимает в игре роль страшного для него персонажа и разыгрывает с ним ряд игровых действий, этого может быть вполне достаточно, чтобы избавиться от страха. 

Оживляя свой страх, играя с ним, ребенок бессознательно запечатлевает то, что он может сам управлять своим страхом.  

Ребенку предлагается придумать историю про свой страх, разыграть ее. После окончания спектакля куклы-«страхи» уничтожаются. Однако встречаются ситуации, когда ребенок, сдружившись со своей куклой, не хочет с ней расставаться. Кукла может нести и обучающий характер, например, в ситуации болезненных медицинских процедур. Детям трудно отличить лечебные процедуры (уколы, переливание крови, сверление зубов и т. Д.) от наказания. Именно здесь может помочь предварительное обыгрывание болезненных процедур на куклах.   

Коррекция посредством улучшения детско-родительских отношений

«Проблемные», «трудные», «непослушные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Следовательно, микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющимся у него проблемам. От степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эмоциональное состояние ребенка.  

Поэтому многие трудности ребенка должны разрешаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего отношение к ребенку, мы разрешаем его проблему.  

Работа с семьёй и ребёнком позволяет создать условия для раскрытия личности малыша, создать возможности проявить себя, свои чувства и эмоции. Способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей. Содействовать повышению самооценки детей, приобретению ими чувства собственной значимости.  

Эти способы коррекции доказывают свою эффективность на практике. Очень важно следить за эмоциональным состоянием своего ребенка, чтобы в будущем избежать более серьезных проблем.  

Материал подготовила Ксения Шевцова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *