Прошло 27 лет после геноцида тутси. Эммануэль Макрон должен произнести достойную речь по этому историческому событию. Президент Руанды Поль Кагаме признает ответственность Франции, Макрон в свою очередь надеется на то, что эта трагическая ошибка будет прощена. По крайней мере правда должна быть восстановлена. Париж возвещает о достойном возвращении французского посла в Кигали.
Вопрос о прощении остается центральным, т.к. Кигали давно ждали извинений. Однако могут ли до конца искупить этот грех одно извинение?
Стоит сомневаться, что данному преступлению есть какое-то оправдание. Оправданию есть место тогда, когда речь идет о вещах менее трагичных, чем геноцид, который, очевидно, остается одним из самых страшных преступлений. Но сейчас можно увидеть, насколько этот акт извинения важен для Франции, для других бывших колониальных держав. Французы для европейцев имеют однородные черты. В период геноцида тутси они смотрели на внешние национальные характеристики людей, не похожих на европейцев. На основании некоторых внешних признаков, теоретических закономерностей, основываясь на принципах дарвиновской концепции, они делали вывод об их внутренних качествах. В итоге развился нацизм.
Если бы они могли извиниться за это, это имело бы гораздо более глубокий смысл. Потому что мы выяснили, что при подготовке геноцида тутси в Руанде этот тип аргументации был подхвачен руандийцами, геноцидистами. Французы были охвачены дарвиновской теорией, что затуманило их представление о том, каким должен быть каждый человек, а каким – нет.
Множество ученых-антропологов говорят о процессе кристаллизации мышления колонизаторов, которые говорят об отличительных признаках. В определенный момент та или иная раса становится для них неприемлемой. Именно потому, что у него не та физиология и физическая комплекция, что тоже способствовало противостоянию между всеми нациями в целом. Если мы хотим уничтожить все противоречия, нужно это сделать на социальном уровне, в экономическом развитии. Предположительно из этого вытекает эта естественная категория противостояния, выявления признаков несоответствия. Отсюда рождается расизм. И создать прецедент очень легко, очень просто настроить одних против других, потому что они совершают плохие поступки в отношении друг друга из-за иного внешнего вида. Такова и ситуация Руанды.
В нашем мире существуют множество смешанных браков, такие люди имеют ответственность за свои поступки и свое мировоззрение.
Речь идет не только о ситуации в Руанде – Франция смогла нанести ущерб и жителям Африки. Однако нужно подвести вопрос к тому, как Франция может искупить свою вину перед тутси.
Материал подготовил Кашалла Хассан Маллум