Культура

Современная манга лучше классической — действительно ли это так?

Слово «манга» хорошо знакомо молодому поколению и не совсем понятно взрослому читателю. Но если попросить молодого человека или девушку объяснить значение этого термина, то вряд ли можно получить толковый ответ. Попробуем разобраться, что такое «манга», и каково ее место в современном мире. 
 
Слово «манга» (с японского) означает «веселые картинки». Оно состоит из двух кандзи (иероглифов): «ман» (причудливый или импровизированный, веселый ) и га (картинки) 漫画. Этот термин также трактуют как «романы в картинках». Вот самое легкое и поверхностное определение: манга – это японские комиксы. 
 
Японцы гордятся тем, что корни одного их самых поразительных явлений в современном искусстве и литературе находятся в их стране. Еще в XII – XIII вв. в Японии появилась серия рисунков, изображающих лягушек и кроликов в необычной технике рисования лапок, имитирующих движения. В XVIII-XIX вв. книги с веселыми картинками были подготовлены известными японскими художниками Санто Киоденом и Хокусаем Кацусикой. Хокусай Кацусика считается автором термина «манга». 
 
Старинная технология изображений была использована современными мангаками – авторами манги, которые изобрели свой собственный стиль. Среди наиболее успешных художников были Осаму Тедзука, считающийся отцом-основателем современного массового искусства манги, создатель знаменитого «Astro Boy» («Посол Атом») и Матико Хасэгава, автор «Садзаэ-сан» («Госпожа Садзаэ»). В их технику рисования вошло изображение красивых персонажей с большими глазами. Они использовали крупные планы, передавали в рисунке движения и эмоции. 
 
Рисованные истории — вариант творчества, способ в емкой и достаточно ограниченной форме передать смысл, рассказать историю. К рисованным историям можно относиться по-разному. Есть дети, которые в принципе не могут их читать, потому что им нужен текст или какой-то другой визуальный ряд, и это нормально. Как нормален и другой способ восприятия. Через рисованные истории, комиксы, мангу многие, напротив, познают мир. И, конечно же, заблуждение, что люди, которые читают комиксы, глупее остальных или не читают литературу в принципе. 
 
Путь к произведениям художественной литературы может быть разным. Например, человек может прочитать что-то по мотивам и заинтересоваться источником. Так было, к примеру, в Японии, когда Тэдзука Осаму сделал мангу по «Преступлению и наказанию» и таким образом открыл для японских подростков Достоевского. 

Среди ценителей японского искусства бытует мнение, что современная манга лучше старой, классической. Давайте разберемся в возможных причинах

Современная манга качественнее 

Этот пункт сам по себе требует доказательств, что и будет сделано ниже. Пока что задайте себе вопрос: почему мы знаем не так много о старой манге?  

В прошлом это не было таким массовым культурным явлением, и работы даже самых популярных авторов были не так уж и широко известны. В итоге мы получаем десятка три классиков (Тедзука, Икэда, Исиномори, Ёкояма, Хагио, Коикэ и Кодзима, Ёсихиро Тацуми, Кадзуо Умэдзу, Ёсихару Цуге и другие). Наверное, на то время это было даже много. Сейчас при желании можно назвать сто хороших мангак, чьи работы чем-то лучше той наивности, которую часто предлагали классики.  

Условного трэша хватало во все времена, а сейчас им завалено всё, но качество популярных журналов относительно высоко. Например, в Young Jump’е нет почти ни одной плохой манги. Даже в преимущественно фансёрвисных Boku Girl и Minamoto-kun Monogatari что-то было, но пошло их сравнивать с классикой. Половина Shonen Jump’а хороша, что для самого популярного журнала является достижением. Young Magazine тоже неплох, а ежемесячным журналам (или тем, что выходят два раза в месяц) выпускать проходные вещи должно быть стыдно. 

Графика 

Возможно, преимущество графики современной манги по сравнению с классикой — это единственный бесспорный аргумент.  

Мангу по стилю изображения можно разделить на три категории: каноничная манга, экспериментальная манга (искусство ради искусства) и манга в неоклассическом стиле.  

Если бросить взгляд в прошлое, то можно заметить, что раньше стиль был приблизительно одинаковым, а глаза персонажей были похожи на инопланетян (сравните Астро Боя, Розу Версаля, Cyborg 009). Понятно, что это было отличительной особенностью манги того времени, но если сравнить с настоящим положением вещей, то графика более реалистична, а степень реалистичности уже зависит от мангаки. Трудно одним аршином измерить какую-нибудь ёнкому и ту же комедийную Kangoku Gakuen, а что уже говорить про сравнение разных жанров внутри одной половозрастной группы или вне её.  

Если найдутся рьяные ценители старой графики, то в этом нет ничего плохого. Консерваторы нужны всегда, но нельзя отрицать того, что за 40 лет произошёл резкий качественный скачок. Развитие манги в плане графики связано с насыщенностью мира комиксов профессиональными художниками, архитекторами (Nihei Tsutomu) и людьми, которые проходили курсы манги в высших учебных заведениях. 

Символизм 

Многим может показаться, что это к делу не имеет никакого отношения. Но стоит напомнить, что манга началась тогда, когда была проведена серьёзная реформа по упрощению кандзи.  

Роль классической манги в популяризации упрощенных иероглифов и хираганы как средства записи окуриганы велика, поэтому переход для страны прошёл не так болезненно. Может ли что-нибудь подобное предложить современная манга? Опыт прочтения манги в оригинале подсказывает, что может, но только с обратной стороны. Сейчас устаревшие иероглифы — это средство выразительности, которым активно пользуются исторические и фантастические тайтлы. Наличие фуриганы, которую почти не встретишь в серьёзной литературе, упрощает процесс «опознания» устаревших кандзи и пополняет «графический» запас среднего японца 

Вывод 

Современная манга качественнее в плане графики и типографии, обогащает словарный запас японцев, возвращая в употребление устаревшие иероглифы. Тем не менее, нельзя сказать, что она объективно «лучше», ведь это искусство, и его нельзя так категорично оценивать. Находятся как более консервативные читатели, так и фанаты современной литературы, и так, скорее всего, будет всегда. 

Материал подготовила Яна Конягина 

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *