Образование

«Вырастить талант — это не мешать ребёнку выражать себя, не мешать писать, думать». Интервью с учителем

Сегодня я хочу поближе познакомить вас с профессией учитель и рассказать о Панкратовой Наталье Анатольевне — ветераном педагогического труда, почетным работником общего образования РФ, победителем конкурса лучших учителей РФ, преподавателем русского языка и литературы. Какой вредный совет может дать учитель, правда ли, что современные подростки не читают, и о том, как вырастить талант — в нашем интервью. 

https://is02.infourok.ru/img/1053-0000990a-f1662134.jpg
Источник: личный архив Н.А. Панкратовой 

Newsforward: Наталья Анатольевна, сколько лет вы преподаете в школе русский язык и литературу? 

Наталья Анатольевна П.: Я работаю в школе № 1078 города Москвы учителем русского языка и литературы уже на протяжении 35 лет. 

Newsforward: Расскажите, что повлияло на выбор такой трудной и интересной профессии? 

Наталья Анатольевна П.: Я соглашусь, что профессия эта действительно трудна, но очень интересная. Моя бабушка была учителем начальных классов. Возможно, именно это повлияло на мой выбор. Еще задолго до окончания школы я знала, что стану учителем. Как говорила моя бабушка, педагог – это не просто профессия, но и высокая миссия становления личности. Я очень люблю то, что я делаю. Мое сердце всегда открыто для тех, кому я несу свои знания, кого учу быть творческими личностями. 

Newsforward: Что значит для Вас, быть учителем? Был ли в Вашей жизни человек, которого Вы считаете своим главным учителем? 

Наталья Анатольевна П.: Быть учителем – большая ответственность. Это одна из самых значимых и благородных профессий. В нашем быстро меняющемся мире человеку, особенно молодому, порой сложно найти опору. И учитель призван открывать детям вечные нравственные ценности, чтобы ребёнок мог рассматривать себя в их свете. Одним из своих учителей я считаю русского философа И.А.Ильина, который писал: «Воспитание плодотворно лишь в той мере, в какой оно обращено к духовной жизни, способно зажечь детскую душу любовью к добру и правде». Думаю, учитель — это человек, который не просто способен выбрать эффективную модель воспитания и обучения и реализовать её на практике, а духовно богатая личность, постоянно совершенствующаяся, это человек, любящий детей, уважающий и признающий их личное достоинство и свободу. В своей жизни я встречала много прекрасных учителей. Учителями для меня являются классики русской литературы, и первый из них — А.С.Пушкин. Вырастить талант, по моему мнению, — это не мешать ребёнку выражать себя, не мешать писать, думать. Возможно, где-то дать совет, не более, и поддержать в любой момент. 

Newsforward: Что самое трудное в этой профессии и что Вам больше всего нравится в ней? 

Наталья Анатольевна П.: Самое трудное в этой профессии, если честно, это бесконечные отчеты и заполнение разных бюрократических бумаг, которые отнимают много времени и отвлекают от творческой работы с детьми. Моя работа нравится мне тем, что есть прекрасная возможность использовать на уроках некоторые межпредметные связи и проводить интегрированные уроки. 

Newsforward: Вы со своими учениками участвуйте в различных конкурсах, мероприятиях, посещаете музеи и театры, а также проходите специальные курсы для повышения квалификации. Как Вы все успеваете? У Вас, наверное, 48 часов в сутках? 

Наталья Анатольевна П.: Нет, в сутках моих, как и у всех, 24 часа. Но не стоит забывать, что на дворе 21 век – век компьютерный. Техника и Интернет здорово облегчают нашу жизнь. Я стараюсь идти в ногу со временем, чтобы не отставать от своих учеников. Все творческие работы, в которых мы участвуем – это то, что ведет нас вперед, не дает успокоиться и остановиться на достигнутом. Не все бывает гладко, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. А участие в конкурсах действительно дает толчок к развитию, возникновению новых идей, совершенствованию методов работы с детьми. 

Newsforward: Каких авторов современной русской литературы Вы рекомендуете своим ученикам? Входят ли в этот список Захар Прилепин, Виктор Пелевин, Дмитрий Быков, или Вы ограничиваетесь списком Минобразования? 

Наталья Анатольевна П.: К сожалению, пласт современной литературы на сегодняшний день не включён в обязательную школьную программу, а адаптация к культурным метаморфозам просто необходима. Современные школьники слабо ориентируются в окружающем их культурном пространстве. Ребятам предлагаю почитать следующих авторов: Тамара Черемнова — автор повестей и сказок для детей и их родителей. Захар Прилепин — один из самых перспективных, талантливых и неординарных молодых писателей нашего времени. Популярность Захара, особенно среди молодежи, растёт с каждым днём. Рассказы Дины Рубиной. Романы и рассказы Татьяны Никитичны Толстой. Романы, рассказы и повести Олега Ермака, Виктора Пелевина и других авторов. 

https://uoirbitmo.ru/upload/images/%D0%A0%C2%A0%D0%A0%D0%87%20%D0%A0%D1%91%20%D0%A0%E2%80%BA.jpg
Источник: uoirbitmo.ru 

Newsforward: Есть ли у вас секрет, как заинтересовать современных подростков литературой, чтением, как оторвать их от гаджетов? 

Наталья Анатольевна П.: Считаю, что гаджеты не всегда мешают ребенку знакомиться с литературой, иногда даже помогают. Тот, кто любит читать, он и читает. Гаджет не помеха. 

Newsforward: Но ощущение, что сейчас растет «поколение не читающих» у вас все же есть или наговаривают на ребят злые языки? 

Наталья Анатольевна П.: Они читают, конечно же. Но мне кажется, что проблема в том, что читают они не совсем то, что хотелось бы нам, взрослым. Их в большей степени интересует зарубежная литература. Прочитав то или иное произведение, дети обсуждают его, делятся мнением. А вот русская литература находит отклик в их сердцах в меньшей степени. 

Newsforward: Есть ли у Вас свои секреты профессионального мастерства? 

Наталья Анатольевна П.: У меня рецепт один – это работать честно. Прямо скажу, что мне от природы не дано каких-то талантов. Есть люди, которые могут прийти на урок и легко его провести. Я другой человек. Мне нужно долго и кропотливо трудиться. Я знаю, что у меня получится тогда, когда я потрачу определенное количество своих сил и времени, тогда будет результат. 

Newsforward: Мы с Вами уже много говорили о том, каким должен быть учитель. А теперь интересно было бы узнать, каков облик современного ученика в Вашем представлении? 

Наталья Анатольевна П.: На мой взгляд, современному ученику нужно учиться делать свой выбор. Осознанно понимать ради чего он учится, зачем сейчас ему это. Сейчас у нас в образовании много внедрено элементов профильности. Но подчас дети не очень разумно делают выбор, потому что родители так сказали, потому что есть желание учиться в таком-то направлении. Но они до конца не понимают, что им предстоит, хватает ли им способностей, возможностей и желания продолжать дальше. Казалось бы, дети сейчас разумные и прагматичные, но они не умеют делать выбор. Они живут в каком-то придуманном мире, зачастую гламурном, который формирует наше телевидение. Современный ученик должен уметь разбираться в себе, понимать, «что именно ему нужно» и строить путь свой, своего профессионального роста и судьбы. Кстати, дам вредный совет, меняйте тетрадки каждый день, тем самым облегчите работу своих учителей русского языка (о наболевшем). 

Newsforward: О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию, как и у Вас? 

Наталья Анатольевна П.: Во-первых, нужно очень хорошо подумать над выбором профессии вообще. Вспомните, что вам лучше всего удается и доставляет вам большое удовольствие. Во-вторых, осознайте, что дети – это большая ответственность, и от вас многое зависит. Ведь Вы — будущий учитель, первая школьная «мама». В-третьих, в этой профессии Вы не должны видеть меркантильных интересов, работа эта бескорыстная. Спокойно взвесив все «за» и «против», если Вы решили, что это дело всей Вашей жизни, то дерзайте! И если бы я вернулась в свою молодость и стоял бы выбор между профессиями, то я бы снова прошла путь учителя. 

Newsforward: Чем Вы занимаетесь в свободное от работы время? 

Наталья Анатольевна П.: Свободное время? А что это такое? (смеется) Я очень люблю путешествовать как по России, так и за её пределами. С удовольствием хожу в музеи, театры. Еще в нашей семье есть любимчик — щенок Тёмка, его жизнерадостный нрав поднимает настроение даже тогда, когда кажется, что реанимация невозможна. 

https://is02.infourok.ru/img/0fe8-00008517-b58c5882.jpg
Источник: личный архив Н.А. Панкратовой 

Материал подготовила Александра Смирнова

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *