Кино

Оскар и новые критерии: что говорят кинокритики?

Осенью 2020 американская киноакадемия представила новые требования для картин, которые претендуют на Оскар в номинации “Лучший фильм”. 

Требования разделены на четыре категории: две касаются актерского состава, сюжета фильма и съемочной группы, еще две — кинопроизводства и дистрибуции. Фильм может претендовать на звание “Лучший фильм”, если два стандарта соблюдены. Например, кинопроизводство и дистрибуция соответствуют требованиям, то фильм проходит. Новые правила начнут действовать с 2024 года. Ссылаясь на материал “Медузы”, укажу новые критерии: 

Актерский состав и сюжет фильма 

  • по меньшей мере один из исполнителей главных ролей или ролей второго плана имеет азиатское, афро- или латиноамериканское происхождение; 
  • по меньшей мере треть исполнителей ролей второго плана и массовки — женщины, представители небелого населения, ЛГБТК+ или люди с особенностями физического или ментального развития; 
  • основная сюжетная линия фильма связана с одной из этих групп населения. 

Съемочная группа 

  • как минимум две ключевые творческие позиции в съемочной группе (например, оператор, художник по костюмам, композитор, продюсер или режиссер) занимают женщины, представители небелого населения, ЛГБТК+ или люди с особенностями физического или ментального развития; 
  • как минимум одну из этих ключевых творческих позиций в съемочной группе занимают люди азиатского, латиноамериканского, ближневосточного, североафриканского происхождения, темнокожие, афроамериканцы, коренные американцы, коренные жители Аляски, коренные гавайцы или жители других Тихоокеанских островов, а также представители других недостаточно представленных расовых или этнических групп; 
  • как минимум шесть технических позиций в съемочной группе занимают представители вышеперечисленных групп. 

Кинопроизводство 

  • студия, выпустившая фильм, предоставляет возможности оплачиваемой стажировки, женщинам, представителям небелого населения, ЛГБТК+ или людям с особенностями физического или ментального развития. 
  • студия, выпустившая фильм, компания, занимающаяся его дистрибуцией и/ или финансированием, предоставляет возможность обучения и/или повышения квалификации в процессе работы для представителей вышеперечисленных групп. 

Распространение 

  • в студии на руководящих позициях в маркетинге, связях с общественностью и/или дистрибуции на постоянной основе работают представители вышеперечисленных групп. 

В социальных сетях начались бурные споры по этому поводу. Большинство противников обратили на сюжет :  

 Однако были и те, кто не понимает такого внимания к этому: 

Чтобы понять эти критерии нужно подробно разбираться. В этом помогут кинокритики и вот, что они думают по поводу этих критерий: 

Антон Долин — кинокритик «Медузы» 

“Главный вопрос в том, как это будет технически применяться. И этого не знает никто. Я думаю, сама Академия не очень это понимает. Не случайно новые правила вступят в действие только через четыре года. 

Если воспринимать все совершенно прямолинейно, похоже, что «Оскар» постепенно превращается в специализированную премию, конкурсанты которой будут отбираться, исходя из сугубо формальных признаков. 

Надо сказать, что в 2020 году Академия как раз показала отступление от своих канонов, когда [главным призом] были награждены «Паразиты». Это впервые случилось с неанглоязычным, еще и азиатским фильмом. Сейчас речь идет о том, чтобы негласные правила «Оскара» закрепить в качестве закона. Посмотрим, что из этого получится.” 

Лариса Малюкова- кинокритик, кинообозреватель «Новой газеты» 

«Например, один из героев второго плана должен обязательно иметь азиатское, афро- или латиноамериканское происхождение. Если не будет таких претендентов, то, значит, их найдут из более слабых картин. Обязательно сюжетная линия должна быть связана с одной из этих групп населения. Таких фильмов сегодня в мире очень много делается. Но, как мне кажется, фильмы должны отвечать требованиям качества, таланта, авторства, интереса зрителей. То есть эти критерии должны быть точно так же учтены, как и критерии толерантности. О критериях качества и таланта пока в этих требованиях социальных нет». 

Егор Москвитин- кинокритик проекта The City 

«По новому регламенту фильм должен соответствовать двум стандартам из четырех, и поэтому стандарты делятся на драматургические и производственные. То есть вы по-прежнему можете снять фильм, в котором белые мужчины спасают мир, но если вы выполняете условие, что на съемочной площадке стажировались, например, представители меньшинств, то ваш фильм по-прежнему может номинироваться на «Оскар». Так что на самом деле никакой драмы нет, и нововведения касаются не только и не столько драматургии, сколько самого производственного процесса. А в производственный процесс действительно нужно включать всех, потому что это обогащает культуру». 

Материал подготовила Елизавета Фесенко 

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *