Рецензия

Наперегонки с аудиторией: что будет дальше с новыми форматами?

Весной 2019 года Ютуб «взорвало» интернет-шоу «Что было дальше?». Комики сместили с пьедестала Дудя и «перевернули» типичную для интернета игру в положительных персонажей. «Образ автора» отошел на второй план. Новым трендом стали настоящие лица, «злые и голодные», амбициозные, с чувством юмора и обезоруживающей харизмой. Спустя несколько лет этот костер массовой истерии превратился в тлеющий уголек. Просмотры остались прежними, но «ЧБД» постигли перемены, выгорание аудитории и героев шоу. Еще Рома Зверь пел «надо сразу уходить, чтоб никто не привыкал». О повторяемости, своевременности и постоянном желании новизны — в нашем сегодняшнем материале.  

По сути, вся концепция шоу «Что было дальше?» основана на цикличности жизни

Все это подозрительно напоминает пубертат. Вряд ли в вашей школе не было компании из парочки задир, какого-нибудь главного красавчика-весельчака и младшего брата одного из них. После выпускного все обычно успокаиваются, но схема остается рабочей. Нет ничего интереснее, чем наблюдать конфликт, основанный на ранимости одного и агрессивно-провокационном поведении другого. «Хлеба и зрелищ!» — главный интерес массовой аудитории сформирован еще в Древнем Риме. Кстати, довольно часто его кричали на Гладиаторских боях, где все сводится к цели уничтожения оппонента.  

Спустя десятки выпусков «ЧБД» прожил несколько громких уходов комиков, которые устали от шоу

На их место приходят новые, и ситуация повторяется. Сформировавшаяся схема проекта ясна: есть постоянный ведущий и два основных участника: один служит оплотом культуры и интеллигентности, второй выполняет функции шута. Эта уже «святая троица» отвечает типичному запросу на пример хорошего «интертеймента» для масс. Несколько других опционально сменяющих друг друга комиков и приглашенный гость служат «изюминкой», которая все чаще проталкивает выпуск в «Тренды». В целом, перед нами — готовый шаблон «Как заявить уникальным очередной юмористический проект».  

Источник: illustrators.ru, Mikhail Dunakovskiy

Феномен «ЧБД» заключается, в первую очередь, именно в сочетании претензии на исключительность с расчетом на массовую аудиторию

Она на данный момент начала безвозвратно утекать. Былые обсуждения и упоминания можно встретить в социальных сетях чаще всего в связи со скандалом или эпатажем гостя. Даже пользователи ТикТока замечают, что привычные видео с отрывками шоу уже не высвечиваются в ленте рекомендуемого каждые 2 минуты. 

Ключевую роль в этом волновом интересе играет обычная пресыщенность аудитории

На любой стриминговой площадке можно найти канал с комиками, юмором или скетчами. Пользователь всегда идет за новизной — в век дигитализации это никак не применимо к долгоиграющим проектам. В конце концов происходит выгорание участников шоу, продакшена и пропадает мотивация гостя «засветиться» в выпуске.  

Движение вперед

Всем современным шоу и лейблам необходимо анализировать западный контент, массовую международную культуру и немного «ванговать», чтобы обогнать аудиторию в ее постоянном желании «перемен» и «свежего воздуха». То, что сейчас делает условный Годфри в Нью-Йорке станет популярным в Москве через пару-тройку лет. Выиграет именно тот, кто первым переведет его стендап или скопирует подачу. 

В пример можно привести подкасты: в Штатах их главной фигурой и корифеем жанра считается Джо Роган. Его манеру и специфику ведения беседы взяли за основу наши авторы: и ютубовские персонажи, и журналисты самых популярных СМИ. Волна помешательства на этом формате уже спала, и «выжили» только те, кто первыми локализировал его под свою аудиторию. Остальные либо разочаровались, либо изменили концепцию шоу и перестали называть это подкастами. 

Предельно ясно, что в 2021 году все друг друга копируют

Открыть потребителю тренд и стать его проводником сейчас намного важнее, чем влиться в индустрию на долгий срок. «Лучшее –– враг хорошего»: в побеге за постоянными усовершенствованиями одного субъекта можно потерять удачу в нескольких других. Только разнообразие может спасти и производителя, и потребителя контента ввиду легкости смены локаций, монтажа, лиц и форматов. 

«Если жизнь подкидывает лимоны, следует сделать из них лимончелло» –– надеемся, заработанные ютубовскими звездами «лимоны» смогут проспонсировать разнообразие «сортов» и «напитков», а не превратятся в попсовую жвачку «Орбит» с цитрусовым вкусом. 

Материал подготовила Алена Александрова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *