Образование

Поправки: введение просветительской деятельности – падение в бездну или новый взлет

2020 год и начало 2021 проявили себя не только в экономической сфере, но и в образовательной. Напомним, что с началом пандемии образовательные учреждения по России переводили учеников и студентов на дистанционное обучение. Впоследствии многие родители были возмущены качеством такого образования и возросшей нагрузке на своих детей.  

С 1 июня 2021 года в силу должны вступить поправки в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» или, как это уточняют, в части о просветительской деятельности. Отличие в том, что просветительская деятельность затрагивает любые курсы, занятия и кружки вне образовательных программ, на которых набираются опыта и знаний, развивают духовное и интеллектуальное.  

На что стоит обратить внимание, так это на явное ограничение под видом дискредитации ложной информации. Прививание «правильного» состоит в явной пропаганде. То есть, источник информации и педагоги будут проходить отбор, чтобы не происходило этой дезинформации. Но вопрос о критериях такого отбора. Кем будет устанавливаться верное и истинное? И почему ученики и студенты будут обязаны принять это за чистую монету? Происходящее наводит на мысли о явном ограничении мировоззрений.  

В пояснительной записке содержится следующая информация: «Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из‑за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя». 

Один из экспертов Александр Улитушкин, студент второго курса Московского Политехнического университета выразил по этому поводу своё мнение: «Данная поправка в какой-то степени мешает представителям молодёжи принимать ту позицию, которую они хотят. Как по мне, ограничение в выборе позиций может вызвать новую волну недовольства. Да, есть много недостоверной информации, которую несут в массы, однако любую информацию можно проверить. Так что нас просто пытаются ограничить». 

Такое действие во многом встречает противодействие среди молодёжи. Уже ни для кого не секрет в наше время, что образование страдает. Учителя и преподаватели тоже страдают, а обучающиеся страдают от того, что не получают качественного образования. Теперь в поправках о просветительской деятельности указывают, что педагогу запрещается провоцировать на действия противоречащие Конституции РФ. Но остается вопрос, как это будет контролироваться? Как будет определяться, что те или иные слова подтолкнули обучающихся на такие действия? Конкретных критерий не было указано. Было указано, на какие темы антироссийские мысли запрещается высказывать, но не каким образом педагог может мотивировать студента или ученика. Иначе говоря, любое ли действие теперь можно будет отнести к агитации на действия против Конституции РФ? 

Обратите внимание, что сама система образования во многом стремится именно к западной 

Еще каких-то 11 лет назад думали принять закон о платном обучении. Однако волна возмутившейся общественности была столь сильна, что закону так и не суждено было реализоваться. Подобные изменения были связаны с желанием правительства приблизить нашу систему к западной, где как раз практикуют платное образование. Однако сейчас все иностранное зачастую воспринимается как пропаганда, но тенденция к платному образованию набирает обороты.

Возникает вопрос: все мысли приходящие извне – плохие, но методы образования оттуда же – хорошие? 

И никто не обращает внимание на давно покатившиеся столпы образования. Не раз упоминается такая проблема, которую поправки должны регулировать, как подрыв истории. Если говорить о школах, лицеях, гимназиях, то вся история изучается с учебниками, которые должны прежде всего быть допущены для применения их в обучении, то есть уже проходят этап проверки. Компетентность педагога проверяться должна руководством в учебном заведении.

Если государственные школы, лицеи и гимназии не остаются без присмотров, так же как и государственные ВУЗы, то возможно речь идет о некомпетентности самого руководства в таких заведениях. Или это проблема частных образовательных институтов? 

В таком случае возникает вопрос: «Почему?»

В то же время, педагогов нагружают огромной работой, урезают часы на получения информации у студентов и учеников, и требуют большего. Дистанционное обучение больше походит на глобальный эксперимент. Качество минимально, зарплаты у педагогов минимальны, а видимость обучения продолжается.    

Ранее от 24 марта уже были приняты поправки касательно дополнительной предпрофессиональной программы в области искусств, для выявления одаренных детей в раннем возрасте. Один из экспертов Елена Перевалова, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций имени М.Ф. Ненашева, уверена, что через десять лет система высшего образования в России будет окончательно уничтожена. Она прокомментировала сложившуюся ситуацию в сфере образования:  

«Поправки не меняют сущности. Образование по-прежнему все более коммерциализируется. Отдельные поправки, как те, которые касаются одаренных детей и создания школ искусств и т.п. – не меняют сути дела. Плюс пресловутый компетентности подход, который уничтожит традиции, сложившиеся в советской высшей и средней школе. А традиции советской школы во многом основывались на традициях еще дооктябрьского образования. И оно было (и дооктябрьское, и советское) не просто хорошим, а лучшим в мире. Увы…».  

Итак, образование по своей сути остается неизменным в РФ 

Едва ли можно сказать, что были серьезные изменения, кроме попытки внедрить платное обучение. Которые, по многим экономическим аспектам, граждане РФ еще не готовы были принять. А учитывая пострадавшую из-за распространения коронавирусной инфекции экономику, – еще не скоро к этому вопросу вернутся.  

Складывается впечатление, что власти создают видимость работы над вопросом об образовании. И лишь сильнее натягивается поводок для каждого из граждан, но в первую очередь у подрастающего и молодого поколения.  

Интересная формулировка вышла 

Поправки в закон об образовании в Российской Федерации, но в части введения просветительской деятельности. На этот счет дал комментарий еще один эксперт Александра Меньщикова. Это молодая девушка, окончившая университет пять лет назад, которой не безразлично будущее страны и образование в России.

«Введенное понятие о просветительской деятельности довольно размыто и очень схоже с определением образовательной деятельности. Возникает множество вопросов, касаемо того, как же их различить и для чего вводить новый термин. Давно известно, что государство заинтересовано в том, чтобы контролировать своих граждан со всех сторон, так как в наше время появляются новые виды деятельности, то их тоже необходимо контролировать, отслеживать и оказывать влияние на людей. В дальнейшем для урегулирования будут приняты нормы, правила, соответствующие контролирующие органы, новые налогообложения и т.д.». 

И хотя многие из экспертов были настроены негативно или даже лучше будет сказать скептически к новым поправкам, среди экспертов есть человек, который находит в нововведениях и плюсы.  

Преподаватель ЦПД Московского Политехнического Университета Александр Новиков дал свой комментарий на этот счет:  

«С моей точки зрения, интеграция образования в непрерывную траекторию развития компетенций, обнаружения талантов и раскрытия потенциала каждого человека является закономерным этапом развития системы образования в целом. Подключение учебных заведений, различных этапов подготовки к обучению талантливых школьников поможет им получить «бесшовные» переходы между ступенями и снизить стресс, а самим заведениям получить понимание того, кто к ним придёт, как и, собственно, дополнительные часы нагрузки, которые так любят все те, кто не хочет идти в бизнес, но хочет кушать и зарплату в ВУЗе. С третьей стороны, предусмотрены отдельные учебные предпрофессиональные учреждения, что создаст здоровую конкуренцию на рынке подобных услуг и позволит сохранить разнообразие подходов и методик, как и место для их появления и развития. Если опираться на указанный отрывок и моё субъективное восприятие – весьма здравый подход. Осталось только проследить, чтобы регулирующие документы помогли избежать перекоса в сторону одной из специальностей или конкретного «фаворита» из образовательных учреждений». 

Кто-то согласится, а кто-то скажет, что подобное проявление называется «рыночный фундаментализм». Это в свою очередь включает в себя веру в то, что рыночный механизм это самый эффективный и справедливый способ организации любой общественной деятельности. Однако все сводится не к улучшению качества образования в РФ, а к достижению максимально выгодных результатов. Возникает еще один инструмент контроля над сферой образования.

С одной стороны будут отсеиваться не сертифицированные педагоги, что положительно может сказаться на качестве преподаваемого материала. Но с другой, может ли педагог считаться плохим только потому, что высказал иную точку зрения. Какие именно слова буду попадать под определение «антироссийская» пропаганда, тоже не ясно. Есть только темы, на которые высказываться опасно, потому что конкретики нет. Все ссылается на то, что порядок и условия ведения просветительской деятельности, формы контроля за ней определит Правительство. Педагоги будут бояться сказать лишнего. То есть в таком контроле может исчезнуть выражение иной точки зрения? Не принесет ли это проблем обучающимся в будущем во всестороннем рассмотрении проблем и вопросов? К такому многие будут просто не приучены, а значит и ограничены в свободомыслии. 

Для подписания международного договора в сфере образования потребуется специальное заключение Министерства просвещения или Министерства образования и науки, или ведомства, в ведении которого находится вуз. И вновь взгляд цепляется за отсутствие конкретики: как много «или». Отсутствие четких правил усложнит получение обмена опытом наших и иностранных образовательных организаций.  

Что касается попытки перевода на дистанционное обучение под флагом новаций и вынужденной мерой – похоже на еще один способ эксперимента с образовательной деятельностью.  

Сложно спорить с тем, что в период распространения коронавирусной инфекции нельзя было допустить очное образование, так как это грозило здоровью, как педагогов, так и обучающихся.  

Однако тут же появились жалобы на подобный способ получения знаний. Ненормированный график, сверх загруженность и нервное истощение – одни из лидирующих негативных проблем, которые возникли как раз на фоне дистанционного обучения.  

По итогу получаются скрытые попытки реформ в сфере образования Российской Федерации, которые не увенчались успехом. До сих пор хромающая система образования и новый термин «просветительская деятельность», который по своей сути по касательной проходится к образовательной сфере, но ярко обозначает свое назначение в противодействии антироссийской пропаганде против Конституции РФ. Лучше меньше, да лучше – могло бы стать хорошим девизом для реальных положительных результатов в реформах об образовании. Совершая такие шаги, Правительству следует нацеливаться на итоги, результаты которых будут масштабными. К значительным положительным мерам можно отнести открытый доступ к 40 важным книгам в науке. У всех есть возможность бесплатно скачать и при этом легально. Опубликовала это Российская просветительская программа «Всенаука». Это дает возможность создать виденье на современную науку у всех желающих и это шаг вперед. Однако таких программ мало, положительной тенденцией могло бы стать открытие большего числа систематизированных источников для образования всех, кто этого желает. Создание глобальной научной сети, может подтолкнуть людей на совершение новых шагов в профессиональной деятельности и научных открытиях. Кроме того, хорошее влияние могло проявить и такое явление, как отказ на государственном уровне от безоглядной коммерциализации образования.  

Материал подготовила Вероника Козина 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *