Новаторство поэтического слова
Футуризм возник одновременно с акмеизмом и почти сразу стал авангардистским течением. Футуризм отталкивался от культуры. Если символизм и акмеизм ориентировались на широкую культуру, то футуризм намеренно отказался от культуры и выражает эмоциональное отражение социального контекста эпохи. Футуризм был поэзией, рождённой большим городом, новым социальным обозначением эпохи, новыми социальными изменениями. Основные черты футуризма – оппозиционность и бунтарство.
В отличие от Маринетти, итальянского писателя, поэта и основателя футуризма, в русском футуризме не было милитаристических построений, культа войны и культа техники. Были дерзость, эстетическая поза («Я сошью себе чёрные штаны из бархата голоса моего» — Маяковский), ненависть к разуму, к логичному. «Заумь» существовала как эстетический принцип.
У футуристов отменялись прилагательные и наречия. «Дыр, бул, щыл, убешщур» — стихотворение Алексея Елисеевича Кручёных, написанное с использованием «заумного» языка. Это фраза без смысла, важна лишь интонация и духовное новаторство. Из этого же выходил и Маяковский («Дней бык пег…»). Это звуковой эксперимент, который давал эмоциональное воздействие. Во главе всего стояло громогласное самовитое слово, так как символическое слово оказалось нежизненным.
Новое время – новые традиции
Футуризм предлагал отречься от традиций, «сбросить Пушкина с корабля современности», быть свободными от эстетических и идейных установок. Метод футуризма – метод сдвига и эпатаж. Сдвиг во временных пропорциях, в языке. Например, Велимир Хлебников, русский поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда, предлагал звёздный язык. Мировой язык будущего, призванный отражать смыслы самими своими звуками. Алексей Кручёных предложил заумь. Полный или частичный отказ от элементов естественного языка и замещения их другими элементами и построениями. Маяковский же ввёл в использование самовитое слово, рассчитанное на особую интонацию.
Футуризм искал свои способы выражения, используя метод сдвига, создавая новые смысловые звенья. При всей туманности содержания, неясности метафорических параллелей стихотворений того периода, в них создан глубокий образ. Футуризм связан с городом, с урбанистической этикой, с человеком, утратившим корни. С протестом личности против насилия, против общепринятого и устоявшегося. Футуризм пренебрегал традициями, а важными элементами футуристической поэзии были плакатность, гротеск, громогласное слово. Слово, которое нельзя опровергнуть.
Вызов искусству
В 10-е -13-е годы двадцатого века зазвучали имена Велимира Хлебникова, Михаила Кручёных, Константина Олимпова – теоретики футуризма. Владимир Маяковский, Василий Каменский, Владимир Бурлюк оглашали своими резкими выступлениями площади и улицы.
Футуризм был силой, разрушающей традиции. Он был искусством эпатажа, то есть искусством, стремящимся удивить необычностью, поразить, учинить скандал, бросить вызов. Таковы стихотворения «Нате!», «Вам!», «Гимны…», «Адище города» Владимира Маяковского. Это самое значительное имя среди футуристов. В его ранней лирике «А вы могли бы» мы читаем шедевр, в котором создан образ:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Стих был написан в 1913году и является одним из первых серьезных заявлений автора о себе. Первые строки дают представление о лирическом герое. Он не хочет мириться с монотонностью будней, с бесцветной повседневностью, он хочет увидеть неповторимость каждого дня, красоту мгновений. Это бунтарь духа. В последних строчках создаётся лирический образ города. Одновременно это обращение – пробуждение. Нужно хорошо вглядеться, чтобы почувствовать поэзию, услышать музыку города.
Поэма «Облако в штанах», написанная в 1915 году завершает в творчестве Маяковского период футуризма, ещё сохраняя все его признаки. «Четыре крика четырёх частей» передают поэтику футуризма, но поэма уже за рамками этого направления. Уже в полной мере раскрылся не просто вызов, но социальный протест, раскрылся глубокий лиризм, боль сердца, обнажённость нерва, искренность.
Материал подготовила Анастасия Васина