В России

Интервью. Как проект Word Skills помогает российским студентам развиваться в своей профессиональной сфере

Word Skills — популярный проект, который позволяет молодым профессионалам показать себя. Мы поговорили с преподавателем архитектурной обработки камня и вместе с тем экспертом Word skills Сергеем Олеговичем Шкребтиенко. Что такое архитектурная обработка камня, как сборная преодолела соревнования во время карантина и как все началось? 

Newsforward: Расскажите немного о себе, как Вы пришли к тому, чтобы преподавать архитектурную обработку камня? 

Сергей Ш.: Это почти случайно получилось. Дело в том, что я сначала пришел сюда в училище, чтобы учиться на плотника. Причем это было уже после окончания института. Здесь была очень сильная и, наверное, единственная школа по подготовке плотников, реставраторов. Приезжали преподаватели, мастера с Вологодской, Архангельской области. Здесь проводили курсы по этим направлениям. Это было в конце 90 — начале 2000-х годов. Пришел именно в этот колледж, потому что мне казалось интересным и необходимым помогать таким способом семье, что-то строить, делать руками. Меня папа особо ничему не научил, но и сам он с деревом не работал, был слесарем.

Я в то время учился в российском государственном гуманитарном университете на факультете музейного дела, но мне всегда не хватало какой-то практической деятельности. Я пришел сюда, это был где-то 2001-2002 год. Здесь работал Василий Александрович Борисов. Он преподавал реставрацию, вернее деревянное зодчество, занимался в основном со взрослыми людьми, но и студентов не оставлял без внимания. Курсов тогда не было, был какой-то неудачный для меня перерыв с ними. Сначала я был в кузнице, потом же Василий Александрович взял меня к себе, и я год занимался по программе студентов, получил базовые столярные знания.  

Начало 2000-х было довольно тяжелым периодом для профессионального образования в России. Платили мало, из-за чего был дефицит преподавательских кадров. Я закончил университет и получилось так, что там была педагогическая практика. И должен был провести урок истории в 5 или 6 классе в лицее. Я думал, что нет никакой проблемы, спокойно и хорошо проведу урок. Провел, но это оказалось для меня полнейшим шоком. Настолько необычный опыт и скорее отрицательный. Мне было очень тяжело его провести, поэтому учительница, которая меня там курировала, остановила и закончила урок сама. Жуткий стресс тогда испытал и подумал, что больше никогда в жизни не буду преподавать. Это кошмар, не мое. И буквально на следующий день Борисов говорит мне: “Слушай, у нас тут увольняется один мастер, и я хочу, чтобы ты устроился сюда работать мастером. Будешь вести у первого курса пары по столярке. Совместно с этим будешь продолжать у меня учиться”. На тот момент у меня было такое особенное отношение к учителю. Была принципиальная позиция, что я выполнял все, что он скажет. Прямо, как у монахов. Такое послушание. Ну и думаю: “Раз сказал, то нужно идти”. Я очень сильно не хотел, но пошел. Также сказал Василию Александровичу о своих страхах и сомнениях. Он же сказал, что поддержит меня и поможет. Особая сложность состояла в том, что все ребята были всего на несколько лет младше меня. Было трудно завоевать у них авторитет. В итоге потихоньку включился в работу и занимался с ребятами столяркой.  Затем уже спустя лет 7 произошла реформа в профессиональном образовании и работу с камнем совместили с деревянным зодчеством. Это был новый опыт, которому пришлось тоже учиться.   

Newsforward: Если вернуться к вопросу оборудования, какие инструменты вообще в принципе используются ребятами во время работы и какой материал обрабатывается? Почему именно этот материал? 

Сергей Ш.: Насчет инструментов. Хорошо, что его набор не сильно изменился еще со времен Римской империи. Это просто набор инструментов для обработки камня, который различается по своей мощности (мощность — способность инструмента снимать тот или иной объем материала): закольник, шпунт, троянка, скарпель и ударный инструмент — киянка. Их не так много, различаются по ширине. То есть каждый инструмент может иметь несколько размеров. Этого вполне достаточно для того, чтобы выполнить работу любой сложности.

Плюс сейчас появляются еще и современные инструменты — пневмоинструмент, который с помощью воздуха под давлением позволяет работать быстрее. Это те же самые скарпели, троянки, но они приводятся в движение не вашими руками, а воздухом. Это облегчает работу, физически нужно прикладывать меньше усилий.

Что касается материала — строительный камень, который подходит для стеновой кладки, обладает хорошими строительными свойствами, прочностью, декоративными свойствами, чтобы камень поддавался обработке. То есть, чтобы материал можно было обработать руками. Оказалось, что известняк — хороший материал со строительной и декоративной точки зрения.  

Newsforward: Как началась Ваша история с Word Skills? 

Сергей Ш.: Word Skills  — достаточно интересная тема особенно для тех, кто любит соревнования. Потому что во время чемпионатов видно, что участник полностью отдается своему делу. Это способствует какому-то личностному, профессиональному росту человека.

История с Word Skills в нашем колледже началась с того, что в 2015 году мне предложили поучаствовать в чемпионате в качестве эксперта. Я же в свою очередь предложил поучаствовать своему студенту Тимофею. Он не отказался, ему тоже стало это интересно. В итоге мы приняли участие в соревнованиях в Красногорске, это был 2016 год. Он занял последнее место там, но у меня была задача, чтобы он просто в свое удовольствие попробовал выступить.

Там же мы познакомились с ребятами из разных регионов, но самое важное знакомство, по моему мнению, было с представителем сборной Англии Кевином Калпиным. На тот момент это был главный международный эксперт в нашей компетенции. Он выступал там со своим участником Сэмом Тернором, мы смотрели на их работу и перенимали чужой опыт. Это было важно, потому что как таковой школы по архитектурной обработке камня у нас в России сейчас нет.

С деревянным же зодчеством дела обстоят лучше, потому что есть коллективы, которые занимаются реставрацией деревянных памятников.  С Кевином мы до сих пор общаемся. Тимофей же очень сильно этим увлекся, читал учебники в интернете, смотрел разные видеоматериалы. Пытался повторять увиденное. Тим сам искал инструменты. Ходил к кузнецам и просил, чтобы они их сделали, потому что у нас в колледже тогда еще не было нужных. Все-таки в нашей профессии инструмент — самое важное.

Потихоньку так и шли мы все вместе, учились друг у друга. В итоге Тим снова участвовал в одном чемпионате в 2017 году, на этот раз он был в Краснодарском крае. Там он занял второе место. Для нас это был большой успех, ибо мы скаканули с 6 до 2 места. В колледже все удивились, похвалили, начали нам помогать, покупать инструменты. У нас же уже появилось понимание того, что нам нужно, в каком направлении двигаться. Тимофей же попал в сборную России по обработке камня, ездил на чемпионат Европы.

Опыт общения с международным сообществом дал ему огромный толчок. Он продолжил общение с англичанами. Сейчас же сборная наша сильно выросла. В ней уже 3 человека. Это огромный прогресс, потому что у нас уже есть материал, хороший инструмент. Сами ребята уже делают более сложные вещи. Из сложнотей хочется выделить следующие: очень тяжело потом трудоустроиться, потому что наши навыки не очень востребованы, это все-таки тщательная ручная работа, сейчас же очень важно работать быстро.   

Newsforward: Я правильно понимаю, что такая ситуация именно у нас в России или в Европе дела по-другому обстоят? 

Сергей Ш.: Да, только у нас. Но я настраиваю ребят на то, что у них есть возможность (при достижении определенного уровня) уехать работать в Европу. В принципе, здесь можно получить хорошую профессиональную подготовку по камню, но явно не за те 10 месяцев, которые обучаются студенты. Если же пройти все этапы подготовки к чемпионатам и добиться хорошего результата (на этот цикл как минимум нужно 2-3 года), не обязательно стать чемпионом.  

Newsforward: Если искать работу в России, где ее можно найти?  

Сергей Ш.: Это непросто, потому что, к сожалению, у нас большая проблема с тем, чтобы студенты выходили на производственную практику в реальные места и работали там с реальными проектами. Такая система сложилась в советское время, но сейчас она не особо распространена. Ибо на данный момент мастерам нужно быстро и качественно сдавать работы, а студенты могут повредить материалы и тогда мастеру за это влетит или у него вычтут это из зарплаты. 

Единственное место, где студенты могут найти себе работу — разного рода подмастерья. Соревнования же по большей части устроены для того, чтобы подготовить участников не к работе в области реставрации или камнеобработке вообще, а ориентированы на то, чтобы они выигрывали в чемпионатах. Однако, мы очень много думаем о том, чтобы они в дальнейшем смогли реализоваться как профессионалы. К счастью, наша специальность и предполагает это взаимодействие (подготовка реставраторов и Word Skills). 

Newsforward: Возвращаясь к двум Вашим студентам, которые тоже начали заниматься Word Skills. Насколько я знаю, один из них состоит в сборной Москвы, а второй в национальной сборной. Можете рассказать о том, как проходят их тренировки перед чемпионатами?  

Сергей Ш.: Для тренировок очень важна дисциплина времени, потому что для соревнований необходимо выполнить всю или большую часть работы за строго отведенное время. На последнем региональном чемпионате отводилось на все дни соревнований 19 часов.

Чемпионаты же состоят из 3 модулей: изготовление шаблонов, резьба букв на камне и гравировка орнамента, изготовление самой архитектурной формы. На первые два модуля отводиться 2-2:15 часа. Поэтому очень важно планирование, чтобы ребята четко знали сколько времени им необходимо для определенного шага.

Подготовительный цикл состоит из крупных блоков, каждый из которых заканчивается выполнением работы в формате чемпионата. Вся подготовка делится на трехнедельные циклы и прерываются временем на отдых. В течении двух недель они отрабатывают определенные формы, потому что мы знаем примерное задание, которое будет на чемпионате. Затем отрабатываем элементы, которые у них слабо были сделаны на прошлых соревнованиях. А третья неделя цикла — уже демо соревнования. Они имеют очень строгий тайминг. И работы потом оцениваются по всем критериям.  

Newsforward: Какие есть критерии оценивания? 

Сергей Ш.: В основном у нас это объективные критерии — все, что можно измерить. Первое, что мы оцениваем — ровность кромок. Это один из самых сложно измеримых критериев. Поэтому существует возможность погрешностей, но мы не должны отходить от нормы слишком далеко. Допуски у нас в пределах 2 мм, если зазор между поверхностью и линейкой составляет 2 мм и больше, то такая работа считается негодной и ставится 0 баллов. Если зазор в пределах одного мм, то он получает 1 балл, если от миллиметра до двух — 0,5 балла.

Следующий критерий — соответствие чертежам, прямые углы (насколько они прямые), сложные профиля (их проверяют при помощи шаблонов, то есть подходит шаблон или нет). Еще оценивается то, как сделаны металлические шаблоны. Второй модуль у нас оценивается отдельно (резьба букв и орнамента). Здесь есть элемент субъективности, потому что выбираются три эксперта, которые смотрят и оценивают работу от 0 до 3 балла. 0 — работа вообще не соответствует, 1- соответствует норме, 2- работа чуть выше стандартов, 3 — идеальная работа, которая сильно превышает средне профессиональный уровень. 

Newsforward: Насколько для вас был сложен опыт дистанционного проведения соревнований? Были ли какие-то различия? 

Сергей Ш.: Конечно были, ведь одно дело, когда ты видишь своих соперников, их работы, когда куда-то едешь — совершенно другие эмоции. Я считаю, что это скорее отрицательный опыт, но такие действия были необходимы. Но в некотором плане такие условия были более комфортные, потому что ты живешь у себя дома, работаешь в своей мастерской. Меньше стресса. Для меня особых сложностей не было. Такие соревнования все-таки неплохо проводить только в дополнение к очным.   

Newsforward: Ранее Вы говорили, что Word Skills в принципе много дает участникам в плане практического и профессионального опыта. Как Вы думаете, сможет ли проект повлиять на дальнейший карьерный рост участников? 

Сергей Ш.: Во-первых, можно сделать карьеру в самом Word Skills. Сначала можно стать участником, а затем дорасти до эксперта. Я мог бы посоветовать ребятам быть более заинтересованными в своей профессии, постоянно искать новые знания, чтобы этого добиться.  Либо же можно выбрать другую стратегию — за этот короткий промежуток времени учебы в колледже достичь профессионального уровня в одном направлении и заниматься только этим. За эти 10 месяцев можно добиться больших результатов.  

Материал подготовила Анастасия Валюх

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *