«Чудовищно эгоцентричная» и «очаровательная», «щедрая» и «расчетливая», «коварная» и «великодушная». Лиля Брик вызывала полярные мнения и никого не оставляла равнодушным. Одни ее неистово обожали и восхищались. Другие, столь же неистово ненавидели.
Даже ее внешность описывали по-разному. Вот искусствовед Николай Пунин видит ее такой:
«Зрачки ее переходят в ресницы и темнеют от волнения; у нее торжественные глаза; есть наглое и сладкое в ее лице с накрашенными губами и темными веками…эта самая обаятельная женщина много знает о человеческой любви и любви чувственной».
Анна Ахматова смотрит на Лилю совершено иначе: «…волосы крашеные, на истасканом лице наглые глаза».
Лиля Брик родилась 11 ноября 1891 года в Москве
Глава семейства Урий Александрович Каган работал юристом, в свободное время охотно читал книги и посещал литературно-художественные салоны. Мать Елена Юльевна (в девичестве Берман), окончившая Московскую консерваторию, воспитывала детей и поддерживала в доме культ музыки и поэзии.
Её и назвали в честь возлюбленной Гёте – Лили Шенеман.
Лиля и ее младшая сестра Эльза получили образование в частной гимназии. Из биографии известно, что учеба будущей музе Маяковского давалась с трудом. После выпуска в 1908 году из гимназии Лиля решила стать математиком и целый год проучилась на высших женских курсах. Затем последовали институты архитектуры и живописи, и Мюнхенский университет.
Первым мужем Лили Каган стал Осип Брик. Когда муж начал службу в Петроградской автомобильной роте, Лиля переехала в столицу вместе с ним. Там же она впервые открыла «Салон для творческой интеллигенции», прямо в их квартире. Его завсегдатыми стали многие писатели и поэты, в том числе Владимир Маяковский. Как писал литературовед Бенгт Янгфельдт, Лиля была душой салона, а Осип Максимович — интеллектуальной пружиной.
Любовный треугольник Осип-Лиля-Маяковский образовался в 1915 году
Тогда младшая сестра Лили, Эльза, привела в дом Бриков поэта, с которым у нее в то время был роман. Стоит отметить, что изначально Владимир Владимирович не произвел на Лилю никакого впечатления.
Но все изменилось после того, как футурист по просьбе Эльзы прочел свою поэму «Облако в штанах». Примечательно, что после прочтения, Маяковский, очарованный обаянием Брик, посвятил Лиле произведение, первоначально адресованное Эльзе.
Муж отнесся к новой страсти жены с пониманием. В мемуарах Лиля писала о том, что в год появления в их доме Маяковского между ней и Осипом был заключен негласный договор. Суть соглашения сводилась к тому, что каждый из супругов живет своей жизнью, но о разводе речи идти не может.
«Только в 1918 году я могла с уверенностью сказать Осипу Максимовичу о нашей любви… Все мы решили никогда не расставаться и прожили жизнь близкими друзьями…»
Осип Максимович стал для футуриста не только другом, но и редактором и меценатом. Достоверно известно, что Осип на собственные сбережения издал поэму «Облако в штанах».
«Володя влюбился в меня сразу и навсегда, также как Ося влюбился в Володю…»
По словам самой Лили, Брик и Маяковский – две не связанные друг с другом любви. Один был для нее возлюбленным, а второй – родственной душой.
Их отношения окончательно разладились после того, как Лиля узнала, что, помимо нее, Маяковский посещает и других дам. 14 апреля 1930 года Маяковский покончил с собой. Брик, тяжело переживающая трагедию, написала письмо Сталину, организовав с его разрешения музей имени Маяковского.
Сразу после смерти Владимира Владимировича Маяковского Лиля развелась с Осипом Бриком и вышла замуж за Виталия Примакова. Когда того расстреляли, Лиля вступила в брак с литературоведом, изучавшим жизнь и творчество Маяковского – Василием Катаняном. Брик увела Катаняна из семьи и прожила с ним около сорока лет.
Маяковский как-то сказал Лиле: «Ты не женщина, ты — исключение».
Лиля была не только одной из самых скандальных фигур в советское время, но и иконой стиля. Брик выкрасила стены своей комнаты в синий цвет, чтобы оттенить белизну кожи. Брик одевалась в парижские наряды в то время, когда все остальные носили непримечательные мешковатые костюмы. Брик разъезжала по улицам на собственном автомобиле и была второй, после жены французского посла, женщиной-водителем в столице.
Она стала музой не только Маяковского
Лиле было уже 85 когда она познакомилась с Ив Сен-Лораном, но он назвал ее женщиной вне времени и моды. К этому списку относились Катрин Денев, Марлен Дитрих. «С Лилей я мог откровенно разговаривать абсолютно обо всем – о любовных делах, о порядочности, о живописи, даже о политике… О моде, конечно тоже». Пьер Берже видел в ней необыкновенную притягательность, не свойственную глянцевым обложкам.
В 1978 году в возрасте 86 лет Лиля Юрьевна получила перелом шейки бедра, после чего не смогла ходить. Она была не в состоянии вынести своей беспомощности, поэтому, дождавшись, когда супруг уедет, а домработница выйдет на кухню, Брик написала предсмертную записку и выпила смертельную дозу снотворного.
В СССР на смерть легендарной женщины отозвалась лишь «Литературная газета», напечатав крошечный некролог. Зато в зарубежной прессе было множество публикаций. Например, одна из японских газет написала так: «Если эта женщина вызывала к себе такую любовь, ненависть и зависть — она не зря прожила свою жизнь».
Она вызывала у людей одновременно и ненависть и восхищение. Ее богемный образ жизни, толпы поклонников, независимое мнение и свобода суждений, любовные треугольники и чужие мужья — все это вызывало зависть у большинства людей. До нас память о ней дошла как о прекрасной и великой Лиле Брик — музе, которая вдохновляла многих ярких личностей того времени.
Материал подготовила София Захарова