В Центре цифрового искусства Artplay Media открылась выставка Владимира Цеслера — «Оптика Цеслера».
Владимир Цеслер на протяжении долгих лет своей творческой карьеры работает на стыке дизайна и искусства. В его произведениях предметы повседневности обрастают метафорами, аллегориями и сравнениями, происходит гибридизация реального и виртуального.
Искусство Владимира Цеслера можно назвать прикладным. Дело в том, что художник на протяжении долгих лет своей творческой карьеры работает на стыке дизайна и искусства. В его произведениях предметы повседневности предстают обрывками окружающей действительности и информационного поля, которые он отбирает и фиксирует. Далее происходит переосмысление этих объектов, их видоизменение. При котором В. Цеслер совмещает один предмет с другим, работая при этом с метафорами, аллегориями и сравнениями. Таким образом достигается некоторое остранение предметов повседневной действительности, самой реальности и того, как мы с ней взаимодействуем. Возникает взгляд на них под другим углом.
Наибольшую популярность Цеслеру принес «Проект века. 12 из XX».
В нем Владимир Цеслер и Сергей Войченко отдали дань памяти великим предшественникам, мастерам прошлого Амедео Модильяни, Марселю Дюшану, Виктору Вазарели и другим. Личность каждого из гениев они представили в виде скульптуры-«яйца», созданного из специально подобранного материала. Так, революционную футуристическую поэзию Владимира Маяковского художники постарались изобразить через яйцо, напоминающее ржавую бомбу.
Текучесть предметов Сальвадора Дали, удивительный сюрреалистический мир на полотнах испанца и его умение превращать искусство в деньги передалось Цеслером и Войченко в форме золотой капли. Личность Иосифа Бродского живописцы «сравнили» с прозрачным арт-объектом.
Работы Цеслера поначалу смущают бросающейся в глаза провокативностью на грани вульгарности. Однако при дальнейшем изучении работ становится виден сатирический взгляд их создателя. Для некоторых из них не чужда и политизированность. Художник видит своей целью откликаться на острые общественные, в том числе и политические, темы. По той же причине автор использует и видоизменяет логотипы известных брендов. Работы художника понятны без дополнительных экспликаций.
Если говорить о значении произведений Владимира Цеслера для современного искусства в масштабной перспективе, то стоит непременно начать этот разговор с культуры мемов.
Владимир Цеслер – родоначальник культуры мемов. Он не только фиксирует отдельные мемы, витающие в повседневности, но и создает новые. С одной стороны, его работы являются зеркалом современной культуры, которое искривляется под ироническим взглядом автора. С другой, — эти художественные произведения обращены и к будущему. Каждая работа содержит внутри себя сверхкороткое, но содержательное послание, из совокупности которых по крупицам воссоздается современная культурная реальность.
Обязательно надо сказать об одном удивительном качестве «шуток» Цеслера. Обычно юмор — жанр легкий. Рисунок пером, карикатура или фельетон на последней странице газеты. Анекдот. Цеслер не жалеет ни труда, ни материала. Он шутит в мраморе и бронзе, шутит с помощью сложных програм 3D моделирования и высокоточных станков. Серьезно относиться к смешному — это, по моему, очень правильно и очень современно. Юмор в тоталитарной стране — оружие и щит, и меч ,и нападение, и защита.
При всем этом остаться тонким художником с пластическим чутьем и вниманием к нюансам, которые зритель и не заметит, а так, для себя и для десятка коллег, — это Цеслер.
Материал подготовила Диана Чистякова