Культура

Петр Ильич Чайковский – гений или сумасшедший? Слухи о нетрадиционной ориентации композитора

Тихий… Скромный… Стеснительный… Мнительный… «Стеклянный» мальчик… Уже с малых лет Петра Ильича считали необыкновенным человеком. Он всегда находился в своих мыслях, любил побыть один и редко играл с другими детьми. Все свободное время Чайковский посвящал только музыке. Казалось, что даже свои чувства и переживания композитору было легче передавать через ноты, музыкальные произведения и стихи, которые он писал. 

Сейчас Петр Ильич — великий русский композитор. Он сочинил немало гениальных музыкальных произведений. Чайковский привнес много нового и уникального в музыку. И завоевал сердце не только русского народа, но и сердца людей всего мира. 

Однако и у гениев есть своих секреты. Спустя несколько десятилетий после смерти композитора распространились слухи о его нетрадиционной ориентации. Появилась информация, что Чайковскому нравились мужчины. Сейчас никто доподлинно не может сказать, правда это или все-таки ложь. Стоит разобраться, откуда появился это слух? С чего все началось?

Императорское училище правоведения 

В 1852 году Петр Чайковский поступил в Императорское училище правоведения. Об этом периоде жизни композитора мало что известно. Одна из причин — мнение многих биографов, что именно в училище юный Чайковский столкнулся с проявлением гомосексуальности. В связи с этим изучать этот период композитора было строжайше запрещено. 

Училище правоведения, сводчатые окна которого выходят на Фонтанку и Летний сад, было основано в 1835 году принцем Петром Георгиевичем Ольденбургским. Его целью было воспитание для государственной службы компетентных юристов из высших классов общества и судейских чиновников «нового образца» из среднего слоя дворянства. 

В книге Познанского «Чайковский» говорится, что училище правоведения — это учебное заведение закрытого типа для мальчиков от 12 до 17 лет. За семь лет учебы оно давало редкое в своем роде сочетание среднего и высшего образования. Делало акцент на профессиональном обучении юридическим дисциплинам, что обеспечивало учащимся привилегированное положение на государственной службе. 

Образ жизни в этом учебном заведении производил впечатление почти военного режима. Петру Ильичу было трудно, особенно вначале, привыкнуть к жесткому ежедневному распорядку. Это вызывало стресс, который позже и вылился в «особенную дружбу». Как говорит Познанский, «высшим полюсом подростковой сексуальной амбивалентности было процветание в Училище правоведения «особенных дружб» — эмоционально напряженных и эротически окрашенных». 

В годы учёбы в училище Чайковский был дружен с Дохтуровым и Белявским. С Фёдором Масловым, с которым они пару лет были почти неразлучны. Также с Владимиром Адамовым, который был духовно и душевно близким другом. Однако доподлинно неизвестно принимал ли участие Чайковский в эротических играх или сексуальных манипуляциях с приятелями. Вполне вероятно, что большинство его «дружб» в школе были эротически невинными.

Неудачные отношения с женщинами 

Петра Ильича Чайковского редко видели в обществе женщин. Это во многом и повлияло на сложившийся слух о его ориентации. Однако композитор непросто сторонился женщин. В детстве он тяжело пережил смерть своей матери, Александры Андреевны. А в зрелом возрасте — неудавшиеся отношения и брак. 

В 1868 году композитор познакомился с известной французской певицей Дезире Арто. Тогда она была примадонной итальянской оперы. Вскоре их дружба переросла в близкую и взаимную симпатию. У влюбленных даже состоялась помолвка. Они планировали пожениться. Однако все были против этого брака. Мать Дезире Арто считала Чайковского еще молодым. Друзья композитора утверждали, что после брака он будет «играть жалкую роль мужа для своей жены». В 1869 году Арто уехала на гастроли и уже через месяц вышла замуж за певца из своей труппы Мариано Падилью. Петр Ильич тяжело пережил их разрыв, однако по-прежнему считал Дезире Арто великой и гениальной певицей. 

В 1872 году Петр Ильич познакомился с Антониной Милюковой. В тот день Антонина изъявила желание поступить в Московскую консерваторию. Однако композитор посоветовал ей лучше создать семью. И в 1873 году, вопреки совету Чайковского, Милюкова поступила в консерваторию. Уже тогда студентка была влюблена в Петра Ильича. 

«Была чрезвычайно счастлива, постоянно его встречая: он всегда был со мной в высшей степени ласков. <…> Более четырех лет я любила его тайно. <…> Я отлично знала, что нравилась ему, но он был застенчив и никогда не сделал бы предложения. Я дала себе обещание в продолжение шести недель ежедневно ходить за него молиться в часовню у Спасских ворот, невзирая ни на какую погоду. <…> Через шесть недель я отслужила молебен в часовне и, помолившись еще дома, взяла, и отправила ему по почте письмо, в котором вылила ему на бумаге всю свою накопившуюся за столько лет любовь. Он сейчас же ответил, и у нас завязалась переписка, которая не лишена была интереса», — писала Милюкова. 

В мае Чайковский получил предложение «руки и сердца» и, переживая, что может стать причиной гибели молодой девушки, согласился. Их брак был недолгим. Спустя короткое время композитор понял, что совершил ошибку. Милюкова не понимала музыки Чайковского, что сильно огорчало его. Петр Ильич в силу различных обстоятельств так и не смог развестись с Антониной. Они стали жить раздельно. 

Впервые слух о нетрадиционной ориентации Чайковского пустила некая Пургольд. Это случилось через несколько десятилетий после смерти композитора. Она также была студенткой Петра Ильича. Однажды Пургольд написала ему письмо, в котором требовала, чтобы он женился на ней, в противном случае грозила покончить с собой. Но Чайковский был научен горьким опытом и никак не отреагировал на шантаж. Тогда этот слух о якобы нетрадиционной ориентации Петра Ильича был неопределенным и неясным. 

«Дружеские» отношения композитора 

Одним из близких друзей Петра Ильича был Иосиф Иосифович Котек. Это талантливый юноша, который поступил в Московскую консерваторию и обучался игре на скрипке. Разница композитора и юного скрипача была 15 лет. 

«…С первого времени поступления в класс Петра Ильича он обращал внимание последнего своей симпатичностью… и вскоре стал любимцем своего учителя…У профессора и ученика установились дружеские отношения, которые продолжались и вне стен консерватории…», – писал Модест Чайковский. 

Сам Петр Ильич очень тепло отзывался о своем ученике в письмах брату. 

«…Я влюблен, как давно уж не был влюблен. …В сумме, сложивши этот акцент с ласковостью голосового тембра и прелестными губками, на которых начинают вырастать пушисто-белокурые усики, получается что-то восхитительное. Он очень неглуп, очень талантлив к музыке и одарен вообще натурой изящной, далекой от всякой пошлости и сальности…» 

После окончания Котеком консерватории друзья виделись по большей части за границей, где Котек постоянно находился. 

(В статье использованы материалы из книги Модеста Чайковского «Жизнь Петра Ильича Чайковского», А.Н. Познанского «Чайковский», Н.Н. Берберовой «Чайковский»). 

Материал подготовила Валерия Рублевская 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *