Культура

Интервью. «Острый уголок»: вопросы тем, кто любит вырезать

Что вы делаете со старыми журналами и газетами? Не спешите относить их на помойку! Лучше отдайте ребятам из «Острого уголка»  они знают, как сделать из макулатуры искусство.  

Молодая, очень амбициозная арт-группировка «Острый уголок» появилась в 2020 году в Москве. Собрала и объединила художников Вероника Васкович, коллажист и поэт из Балашихи. В состав «Острого уголка» входит более тридцати коллажистов и их друзей. Среди них есть люди творческих и нетворческих профессий. Несмотря на то, что они работают в разных стилях и техниках, их объединяет одно – любовь к коллажению.  

За короткий срок существования сообщества ребята уже успели организовать большой (в прямом смысле) перформанс – «КОЛЛАЖ КОЛЛАБ КОЛЛАПС», в котором приняли участие 18 художников.

Суть перформанса – высказать с помощью коллажной техники свою боль и переживания на любую тему. Каждый художник начинает создавать картину с краев и постепенно продвигается к центру. Границы работ художников смешиваются, и выражение проблемы одного человека сливается с работой другого. Размер полотна – 2 метра на 1, 4 метра. Общее пространство холста было поделено на одинаковые части, над каждым сектором работали по два художника.  В центре холста – дыра, как символ давящей пустоты и неизвестности, неуверенности в завтрашнем дне. Никто не был уверен в том, что массовый коллаж действительно получится и что художники не поссорятся между собой в процессе коллективного труда. Но работа завершилась, и ни один коллажист не пострадал. 

Newsforward: Ника, как появилась идея создать массовый коллаж и объединить московских художников? 

Ника Васк: Всё началось осенью 2020 года. Тогда я собрала дома все свои журналы и хотела начать клеить. В голове была куча идей, но техническую сторону я толком не знала: какой клей лучше, где искать барахолки и чем заняты мысли коллажистов. Я вдохновлялась пабликом «Дедовы коллажи». В нашем поэтическом паблике «ОБОЖЕДА» и в «АХУЛИ» («Ассоциация худших литераторов») развивались чаты. Я тогда зашла в «Дедовы» и подумала: «Такой крупный паблик, а общего чата нет, странное дело!» И я написала Дане Хорькову, он создал чат «коллажная тусовка», где я и познакомилась со многими авторами «Дедовых». В коллажном чате была невероятно дружелюбная атмосфера, никто не ругался. 

Как-то в чат залетел Дмитрий Ким, он звал всех клеить большой коллаж в Питере, у него был сводный зал для йоги. Можно сказать, что тогда и появилась в зачатке идея сделать что-то подобное в Москве. Точнее тогда были просто мысли, которые осели в голове. 

Продолжилась эта история уже в другом чате, в группе Саши Ерафонова «Мятая бумага», там я и познакомилась с Сашей и Алисой (что.). Именно там я предложила поклеить большой коллаж вместе именно в Москве. Помню, была зима и было невероятно скучно. Видимо в этом была причина, почему многие откликнулись на мою идею. А когда я совершенно случайно нашла площадку, началось всё самое интересное. Мы обсуждали в сети будущий концепт, провели две предварительные организационные встречи уже в самом арт-пространстве на «Крыше». «Острый уголок» был «Москоллаж». 

А название «Острый уголок» мы придумали с Донной Розой за пару недель до «КОЛЛАПСА». 

NewsforwardКак решила создать «Уголок»? 

Ника Васк: История создания «Уголка» началась с идеи создать большую коллажную коллаборацию. В процессе подготовки к мероприятию, непосредственно клейки (тогда уже «КОЛЛАПСА») сформировалось сообщество неравнодушных к этому проекту людей. Все, кто помогал осуществить — это и есть «Острый уголок».  Я бы не сказала, что это только коллажисты. «Острый уголок» для меня не совсем про группу художников-коллажистов, а про комфортную атмосферу ради общения и обмена творческим опытом. Неважно кто ты — художник, коллажист, график, фотограф, поэт или просто человек, которому интересно находиться в такого рода среде. 

NewsforwardУ вас не было опыта такой масштабной совместной коллажной деятельностиБыло ли сложно работать с таким большим количеством людей? 

Ника Васк: В самом процессе создания не было вообще никаких конфликтов, разногласий между нами, все отлично договаривались и получали удовольствие от процесса. Хаос творился в остальной мастерской, а у холста было самое спокойное место. Как пошла работа я почувствовала, что всё получается, и выдохнула. 

Алиса (что.): Мне было сложно скоординировать свои действия и понять, что и как стоит сделать в своей части коллапса, но думаю это не из-за большого количества людей. Наоборот, с ребятами было весело, весь процесс воспринимался не как что-то серьезное и суперответственное, мы просто выплеснули наше совместное коллажное сознание на огромный холст. 

Вера Ерофеева: Работать было нетрудно и интересно. Каждый работал над своей половинкой и недоразумений не возникало. 

Настя Галантер: Было большое волнение насчет центра. В процессе работы у ребят возникали идеи, порой маргинальные, относительно центральной части коллажа. И я рада, что в итоге центр остался пустым. Но я бы поместила туда зеркало, потому что весь этот коллаж — отражение нас всех. 

NewsforwardО чем была ваша часть в «КОЛЛАПСЕ»? 

Алиса (что.): Наша с Никой часть была про Россию, ее становление. В ней мы собрали хронологию от развала СССР до наших времен, выбирая ключевые образы и показывая их значимость в культуре и сознании людей. 

Вера Ерофеева: Мы работали в паре с Катей, и наша часть была своего рода рассуждение на тему природы и человека. И моя часть была «природа», в ней я старалась изобразить противоречивость, разнообразие и стихийность. 

NewsforwardКак решили присоединиться к «Уголку»? 

Юля Викторова: В «Уголок» меня Вероника позвала, но я её не знала тогда. И я вообще не поняла, как она меня нашла, потому что у меня на тот момент не было ни паблика, ни аккаунта в Инстаграме, и работ моих нигде не было. Ну то есть они просто лежали на шкафу. 

Алиса (что.): Это произошло случайно, зашла в чат «мятой бумаги», где была Ника, а она уже предложила объединиться московским коллажистам и делать какие-то совместные проекты. Я за любую движуху, поэтому согласилась. 

Михаил Садовский: Изначально мы со всеми ребятами тусили на стене паблика «Дедовы коллажи». Потом образовалась общая беседа, выпустили пару тиражей открыток, а спустя время Ника, которая тоже была в чате, позвала в «Уголок». 

NewsforwardКак вы начали делать коллажи? 

Ника Васк: К коллажению пришла примерно год назад. В то время я много занималась литературой, писала стихи. Мы с парнем и подругой вели свой литературный паблик. Там была своя интернет-движуха, мы даже провели сходку на 15 человек в Москве. Но мне всегда хотелось развиваться в визуальном направлении, и идея начать заниматься коллажением пришла сама собой. Она совмещала вместе и визуал, и работу с текстом. 

Алиса (что.): Впервые что-то похожее на коллаж я сделала в конце 2018 года, сидя в Макдоналдсе с подружкой. Вырезала слова и буквы из чека и составляла из них смешные фразы. Мне это очень понравилось, вернувшись домой я решила найти свои старые журналы и сделать из них смешные картинки. Не уверена, что до этого я вообще видела коллажи. Узнала, что кто-то этим тоже занимается только спустя время. 

Настя Галантер: Начала заниматься коллажированием в 2010 году. Было просто интересно создавать новые картинки из старых, вырезанных из журналов. Так как одно из моих любимых времяпрепровождений — давать новую жизнь старым вещам, преобразовывать уже использованные вещи во что-то новое. 

Юля Викторова: В детстве делала несколько раз коллажи, когда мне было лет 7-9, потом ничего такого не делала. Год назад друг позвал в гости делать коллажи. Это был его первый раз. Он где-то в интернете увидел то ли паблик «Дедовы коллажи», то ли ещё что.  Решил, что это достаточно «хипстерское» занятие и решил попробовать. Раздобыл у бабули своей пару книжек, я бумагу принесла цветную и картон, и ещё газетки, и мы начали делать. С нами были наши общие друзья, то есть это была такая локальная тусовочка на районе. Потом мы ещё несколько раз собирались на такие совместные поклейки. Затем наступил карантин и дома было надо чем-то себя занимать, так что я пила винишко и клеила в одиночестве. У меня уже какие-то материалы накопились к тому времени, что-то у соседки взяла, что-то у того же друга одолжила. У нас с ним как бы общий коллажный чемодан, в котором материалы хранятся, и мы им обмениваемся. Но последнее время чемодан у меня, так как Глеб подзабил. Кстати, во время локдауна мы выписывали пропуски, чтобы этот чемодан передать. Вообще благодаря этому моему увлечению я даже радовалась иногда, что все по домам сидят и можно заниматься любимым делом всегда. 

Игорь Гизей: Сначала я работал в Фотошопе, но потом как-то надоело, понял, что в цифровых коллажах нет души. Как-то летом 2019-го я был у бабушки, и у неё была куча старых газет, ну вот я попробовал и понеслось. 

Михаил Садовский: Сначала я долго писал стихи. Потом случился сильный кризис, я просто замолчал, а в голове начали появляться образы, на которые слов не хватало; и я начал визуализировать их. 

NewsforwardКакие темы вы поднимаете через коллаж? 

Ника Васк: По большей части простые бытовые темы, ощущения себя в мире. Без социальных тем тоже не представляю своё творчество. Ещё техника коллажа позволила мне воплотить визуально некоторые сюрреалистические образы. 

Юля Викторова: Сначала у меня было несколько работ про феминизм и какую-то социалочку, потом какой-то бестемный период. Поначалу я никогда не задавалась целью сделать что-то определённое и клеила то, что приходило мне в потоке творчества. Я думала, что совсем не умею под задачу конкретную что-либо сделать, а потом меня друг попросил сделать ему постер для фильма и оказалось, что я под тему тоже могу. 

Настя Галантер: Люблю все милое и няшное, никакой политики! Я считаю, что если ты будешь нести в мир свет — светом тебе мир и обернется. Мои работы о хорошем и прекрасном — о любви, чувствах. Поднимаю в своих работах темы взаимоотношений людей друг с другом и с окружающим миром. 

Игорь Гизей: Через коллажи я доношу свою политическую позицию, выражаю эмоции. Можно сказать, что я проецирую настоящее через прошлое посредством создания коллажей из старых газет. 

Вера Ерофеева: Мои коллажи в большинстве своём – выражение чувств, мои завуалированные мысли или рассуждения на темы, которые важны для меня в данный момент. Мои работы больше как мой личный дневник. 

Алиса (что.): Я не придерживаюсь каких-то конкретных тем в коллажах, для меня все мое творчество интуитивно. Оно отражает какие-то мои мысли и эмоции, которые в голове складываются в визуальный образ. Мне скорее важно, чтобы читалось настроение, а идею и смысл каждый найдет сам. 

NewsforwardКаким образом планируете развиваться в коллажении? 

Игорь Гизей: Каждый коллаж – это небольшой шажок, и постепенно я иду к своему стилю. Мне хочется закладывать больше смысла в работы, чтобы зритель задумывался, когда смотрел на них. Ещё хочется попробовать смешанную технику, так что вскоре появятся и такие работы. 

Алиса (что.): В идеальном и утопичном мире я бы хотела, чтобы коллажи были моим основным родом деятельности, который мог бы меня прокормить. Но будем реалистами. Хотелось бы вывести свое творчество на более серьезный уровень, поучаствовать в больших проектах, выставках. 

Вера Ерофеева: Мне интересно пробовать новые материалы, сейчас стараюсь экспериментировать с зеркалами и фольгой. 

Богдан Аквинский: Сейчас работаю над объемными коллажами, считаю, что в этом апогей моего развития в этой деятельности. 

Ника Васк: Планирую коллажить и совмещать рисунок и живопись с данной техникой. Интересен, но не совсем привычен стрит-арт. Есть мысли и в этом направлении. Хотелось бы разработать «крепкие» концепции для совместных проектов с «Уголком». Недавно мы провели Коллажную мастерскую в библиотеке им. Некрасова в честь Дня космонавтики «Плоская Земля». Было очень интересно, пришло много человек. Такие мастерские – хорошая возможность познакомиться с единомышленниками, обменяться знаниями и опытом или просто повырезать в уютной обстановке.  Еще 24 апреля в этой же библиотеке в рамках Библионочи мы проведем коллажную мастерскую, где создадим коллажи на бумажных «планетах» и повесим их под потолком.  

«Острый уголок» — дружелюбное сообщество, к которому может примкнуть каждый, вне зависимости от возраста или мировоззрения. Главное правило  – любить создавать.  

Материал подготовила Ксения Шевцова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *