Если вы хоть однажды слышали слово феминизм, то, возможно, задавались вопросом: «Что же это такое»? Если обратиться к научной трактовке, то феминизм – это термин, обозначающий движение за права женщин, с целью устранения женской дискриминации. Если сказать своими словами – это борьба женщин за то, чтоб их тоже считали людьми.
Причины появления феминизма
В царской России женщинам жилось не сладко. Они постоянно испытывали двойное давление. Внутри семьи женщины были собственностью мужа или отца. Избиение женщин, а иногда и убийство, было вполне обыденным делом. Покорность, молчание и трудолюбие – это те качества, которыми должна была обладать женщина тех времен. И никаких прав, и никакого мнения. Внутри общества женщинам не давали тех возможностей, которые были у мужчин: право на образование, право на саморазвитие, право на самостоятельность.
Начало феминистского течения
Как ни странно, но первый, кто положил начало изменению отношений к женщинам, был мужчина. А именно, Петр 1. Именно он с 1702 года начал вводить реформы, которые дали женщинам немного больше прав: запретил насильно выдавать их замуж, ввел образование для девочек, установил смертную казнь за лишение жизни женщин.
И тогда среди женщин начали зарождаться мысли о равенстве полов. Само же феминистическое движение началось в России в 1850-х годах. В это время в страну начали просачиваться западноевропейские идеи о равноправии. В демократических изданиях имели место споры по поводу эмансипации женщин. Консерваторы хотели оставить женщин такими, какими они были всегда – бесправными. Либералы же, в свою очередь, настаивали на праве женщин быть независимыми от мужчин, на праве женского образования и самореализации.
Дамы-основательницы
Основоположницами феминизма считаются девушки из дворянских семей, которым, в связи с разорением, пришлось ехать в города и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Самые известные женщины-основательницы – это Мария Трубникова, Надежда Стасова и Анна Философова.
Благодаря им в крупных городах начали создаваться различные кружки, группы и организации, направленные на саморазвитие женщин. Хоть основательницы и были дамами со связями в высших слоях, проживали в столице, но организовать кружок зачастую было очень сложным делом. Часто им не давали разрешения на создание таких организаций.
Главная трудность, с которой они столкнулись — безучастность женщин, особенно принадлежавшим к городским низам. Те были очень привязаны к опеке своих мужей и перемены их не интересовали. Кто-то жил благополучно, кто-то довольствовался тем, что имел и тянул свой крест молча. Женщины внутренне не были готовы принять свободу. И лишь малая часть примкнула к движению за освобождение.
Феминистки-революционерки
И появилось новое ответвление более радикально настроенных феминисток-революционерок. Они включились в борьбу не только за свою независимость, но и за освобождение народа от гнета. Эти самоотверженные женщины участвовали в террористической деятельности наравне с мужчинами. Это позволяло им чувствовать себя значимыми и равными.
В 1905 году приняли Избирательный закон, согласно которому все мужчины стали иметь право голоса. Женщин этот закон не коснулся. И теперь, кроме вопросов об образовании, признания в семье и работе, появился еще один — получение политических прав, а именно права голоса.
Первый митинг феминисток, призывающий обратить внимание на эти вопросы, состоялся в 1905 году. Появились новые женские организации: «Союз равноправности женщин». «Женский политический клуб». Они занимались проведением демонстраций и маршей, разными способами привлекали внимание к проблеме женщин.
В 1917 году в Петрограде состоялось шествие, организованное Всероссийской лигой равноправия. В нем приняли участие более сорока тысяч человек. В результате женщины добились своего и в Революционную Россию они вошли как равноправные участницы.
На первый взгляд, власть женщинами заинтересовалась. Но это было обманчивое мнение. Женщина не начала представлять ценность для общества как личность, она стала нужна исключительно для дешевой рабочей силы. Она получила право голоса и равноправие, но равноправие это трактовалось не с точки зрения личности, а с точки зрения женского долга государству.
Марксистский феминизм
Когда пришедшие к власти большевики утвердили идеологию марксизма, появилось новое направление — марксистский феминизм. К создательницам этого направления относят Надежду Крупскую и Александру Коллонтай. Очень важную роль в продвижении марксистского феминизма сыграла Александра Коллонтай. В социуме она продвигала взгляды на женщину, как на полноправного члена общества, призывала женщин к самостоятельности.
Коллонтай написала множество повестей, в которых мягко раскрывала идеи феминизма. Опять создавались женские отделы, которые вовлекали женщин в коммунистическое строительство. В результате упростились процедуры развода, были легализованы аборты, созданы детсады и ясли для поддержки молодых матерей, появились бесплатные родильные дома. Большее количество времени стали уделять личной гигиене.
Но в начале 30 х годов это движение было приостановлено. Снова ужесточили брачное законодательство, вернули запрет на аборты, свернули женские организации. Женщины так и не успели окончательно изменить культурные нормы общества, создать образ «новой женщины». За женщинами на долгое время закрепился образ «матери-работницы».
Конец 70-х и сегодняшние дни
В конце 70-х изучение проблемы неравенства полов опять начало набирать обороты. Татьяна Горичева и Наталья Малаховская, редакторы альманаха «Женщины и Россия», в своем журнале первыми решились освещать проблемы мужчин и женщин, семейных отношений, сексуального домогательства. За что подвергались преследованию КГБ и получали угрозы. Но они были не единственными женщинами-феминистками. Начиная с конца 70-х и по сей день, женщин, желающих доказать свои права — достаточно.
И хотя, на сегодняшний день феминизм в России присутствует во всех науках, как в гуманитарных, так и в социальных, говорить о том, что существует какой-то прогресс – еще не время. Женские движения есть, и они есть в огромном количестве. Но связи и единства между ними нет. Женские журналы сейчас не уделят должного внимания вопросам феминизма. Он до сих пор воспринимается, не как цель сформировать образ самодостаточной женщины, а как культ мужененавистничества.
Материал подготовила Виктория Абрамова