Нужно ли в школе изучать современные произведения? Об этом спорят между собой учителя и методисты, родители и учителя, а ученики — с учителями и родителями. Современная литература гораздо интереснее и понятнее детям, с одной стороны. Другие настаивают на том, что классика прошла испытание временем. И чему могут научить детей писатели, которых сегодня называют модными, а завтра забудут об их существовании.
О том, есть ли шанс у современных, «живых» писателей попасть в заветные списки школьной программы по литературе, расскажет учитель городской школы №25 г.Бийска, Нешпор Ирина Ивановна.
Newsforward: Есть ли какие-то критерии, с помощью которых можно понять, достойно ли произведение того, чтобы его изучали в школе?
И.И. Нешпор: Считается, что в школе нужно изучать устоявшиеся, т. е. отобранные не одним поколением читателей имена и тексты, а современные авторы под этот критерий точно не попадают. Да и что собственно это такое — современная литература, единого мнения нет. Одни исследователи говорят, что это литература с сначала перестройки до сегодняшнего дня. Другие настаивают, что это написанное после перестройки и до сегодняшнего дня. Третьи предлагают захватить еще и 70-е годы прошлого века. А пока все спорят, в школе в качестве современной литературы предлагают таких писателей, как Шукшин, Астафьев, Распутин…
Я бы современную литературу, имея в виду детскую и юношескую, определила так — актуальная и интересная юному читателю литература, написанная в последние лет 15. Именно тексты, созданные в это время, больше всего востребованы школьниками.
Newsforward: И давайте уже распрощаемся с иллюзией, что дети не читают. Они читают, так почему бы не спросить, что они читают, и не предложить им это обсудить в классе или вне класса?
И.И. Нешпор: И не с позиции «это такая низкопробная дрянь» (извините, но это почти точные слова, услышанные из уст тех, кто работает с детьми), а спокойно объяснить детям, почему вам эта книга не нравится, и, возможно, предложить альтернативу.
Разговор о современной литературе на уроке, даже такой, которая, как нам кажется, недотягивает до высокого эстетического уровня классики, нужен и важен. Чтобы потом взрослые не рассказывали, как им было сложно и тяжело на уроках литературы, потому что они не читали и не наслаждались, а ворочали камни.
И не надо с детьми говорить на уровне «чему тебя учит эта книга?» — это отвращает от чтения, мы все (взрослые и дети) читаем художественную литературу не для того, чтобы… чему-то научиться. Нет у текста прямого воздействия «в лоб», а вот «по лбу» таким вопросом получить можно… и навсегда отвернуться от чтения.
Newsforward: То есть на одной вечной классике настоящего читателя не вырастить?
И.И. Нешпор: Корней Чуковский говорил, мы всю жизнь читаем, чтобы прийти к Пушкину. По его мнению, каждая прочитанная книжка — ступенька к гению Пушкина. Мы же хотим, чтобы дети полюбили литературу, причем сложную, не всегда понятную и во многом от них далекую.
Никто никогда и нигде не был против изучения классики в школе. Но почему не допускается мысль, что современная литература может стать важным шагом к пониманию и принятию русской классики? Конечно, может и не стать, но попробовать провести ребенка этим путем стоит.
Безусловно, есть люди, для которых знакомство с литературой заканчивается вместе со школой. Но, может быть, это случилось потому, что школьнику показывали только один путь к чтению, к литературе? От классики? И не надо пребывать в иллюзиях, что если школьнику сказали что-то обязательно прочитать, то он это действительно прочитал, а не посмотрел краткое содержание.
Пусть ребенок читает художественную книжку, которая, по нашему мнению, не обладает высокими эстетическими достоинствами. Уроки литературы в школе как раз и нужны для того, чтобы ученик четко понял: есть мир книг и общение с ним — это приятно, интересно и классно. И путь в этот мир лежит в том числе и через современную литературу. Да, она разная и неоднозначная. И что в этом плохого? Вкус формируется только тогда, когда у человека появляется возможность сравнивать и выбирать. Нельзя кормить детей только Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем и Толстым, потому что, если человеку давать есть только черную икру, в какой-то момент он обязательно захочет простого хлеба.
Newsforward: Почему же тогда в школе упор делается именно на «золотом каноне» литературы?
И.И. Нешпор: Мне кажется, наша проблема в том, что мы всегда были литературоцентричной страной. Но когда мы киваем на традиции дореволюционной и советской школы, забываем о том, что на самом деле массовый читатель в России появился совсем недавно. В царской России в гимназиях учились дети, у которых дома были хорошие библиотеки. Крестьянские дети там не учились. И нужно четко понимать, невозможно сегодня учить всех так, как раньше учили гимназистов.
Newsforward: Задача учителя в любой школе, профильной гимназии или обычной школе сделать так, чтобы не отвратить ребенка от чтения на всю оставшуюся жизнь.
И.И. Нешпор: Показать, например, что не обязательно нужно все сразу понять про Достоевского. Учитель, конечно, все объяснит, но есть и другой способ общения с книгой — без посредников. И современная литература как нельзя лучше подходит для освоения этого навыка. Без нее классика просто «замузеется», станет памятником, перед которым все будут в лучшем случае замирать в благоговении, в юбилейные даты возлагать цветы и проходить мимо. С классическим текстом на уроке можно и нужно играть (как это зачастую делает современная литература), предлагать неожиданные ходы его интерпретации. Например, визуальные.
Newsforward: Взрослые с недоверием относятся к тому, что они не знают. Особенно консервативны в том, что касается детей. Как это преодолеть?
И.И. Нешпор: Степень недоверия взрослых к детям колоссальна. Но она начинается с недоверия взрослых к взрослым. Чиновники не доверяют учителю и стремятся все время контролировать: что он изучает с детьми, да и изучает ли вообще. Но ведь учитель — это человек, имеющий государственный диплом, постоянно проходящий аттестацию, работающий в аккредитованной государством школе.
Чем он заслужил такое недоверие? У меня нет ответа. Родители не доверяют учителю, который решил поработать с детьми над каким-то современным текстом. Что плохого в том, что они разберут его достоинства и недостатки или поговорят на трудную тему?
Почему мы настолько не доверяем своим детям и считаем, что, если ребенок прочитает книгу о подростковых самоубийствах, он захочет это повторить? Следуя этой логике, из школьной программы нужно срочно изымать и Достоевского, и Пушкина. Но книга не имеет прямого действия. Книга дает прохождение непройденных путей. И показывает: может быть и так… Тяжело, страшно, но бывает. И лучше с этим тяжелым и страшным встретиться на страницах книги, чем в жизни.
Newsforward: А у учителей есть время и возможности, чтобы изучать с детьми современную литературу? Это по классическим произведениям написаны сотни методичек и рекомендаций, а современных авторов придется открывать вместе с детьми…
И.И. Нешпор: Учителю действительно не хватает ни времени, ни сил. Знаете, почему я читала и читаю современную литературу? Потому что мои родители окружили меня литературой, не создавая никаких запретных полок, выписывая литературно-художественные журналы и никогда не проверяли, что и как я читаю, но всегда готовы были ответить на любые мои вопросы или о чем-то поговорить, или «помолчать» о прочитанном. Мы читали одновременно многие современные тексты, что выходили в 70—80-е годы. Что-то нравилось мне, что-то им: но никто меня не переубеждал, что мое мнение о книге неверно, не говорил, что я что-то не поняла или до чего-то не доросла. Если я читала Пушкина и Толстого в школе, то уж точно до современного доросла. И так было не только в моей семье, но в семьях моих друзей.
Кстати, журналы — прекрасный ресурс для старшеклассников, но им мало пользуются. У большинства учителей реально нет времени, чтобы во все это погрузиться.
Даже в Москве, где встречи с писателями и лекции по литературе стали модным трендом. Учитель вынужден заниматься другим: ему нужно подготовить детей к диагностическим и ВПР, например, научить писать работу заданного формата. Какова цель этих работ? Что и зачем они проверяют? Внятного ответа нет…
Newsforward: Методичками и готовыми уроками обычно пользуются не самые лучшие учителя.
И.И. Нешпор: Хороший учитель всегда готовится к уроку и подстраивает его под свой класс. Даже если я уже 155 раз читала «Войну и мир», я все равно что-то пересмотрю. А если не пересматриваю, не лезу в текст, не ищу что-то новое, то что нового и интересного я дам классу, если повторю им старый заученный урок?
На курсах повышения квалификации я как-то предложила учителям начать читать то, что интересно детям. Если мы хотим, чтобы они читали то, что важно нам, необходимо сделать шаг им навстречу. И услышала потрясающий ответ: «Нам некогда: мы готовимся к урокам и проверяем тетради». Если учитель-словесник говорит, что ему некогда читать, то он просто обязан принять позицию ученика, которому тоже некогда читать, потому что он решает задачи по физике, а еще у него репетиция и фотокружок.
Давайте будем честными до конца. Какую книгу вы кладете в сумку, чтобы почитать в метро? А что возьмете почитать в отпуск? Не всегда это будет высокая классика. Почему же тогда мы разрешаем себе читать то, что нравится, а детям запрещаем?
Материал подготовила София Манжара