Наука и технологии Стиль жизни

7 радикалов: ингредиенты характера человека

Не так давно я прочла книгу Виктора Пономаренко «Практическая характерология. Методика семи радикалов». Основная идея, которую я из неё вынесла: понимание возможностей другого человека — основа грамотной коммуникации. Поведение и поступки людей основаны на особенностях их характеров, данных от природы. 

Виктор Пономаренко — врач-психиатр, психолог, работал в сфере организации здравоохранения. В своей книге он описывает методику семи радикалов, которая представляет собой системный подход к характеру человека. Эта классификация используется в спецслужбах РФ, психологии и науке.  

В чем её особенность?  

Автор предлагает взглянуть на характер человека, как на комплекс качеств в различной комбинации. Он делает акцент на том, что каждого конкретного человека невозможно подписать под «тип», потому что тип является «поведенческой тенденцией», которая может быть присуща самым разным людям. Характер человека формируют не одна, а несколько поведенческих тенденций, каждая из которых содержит в себе определенную группу качеств. Значение имеет то, какие тенденции превалируют в человеке, а какие отходят на второй план. Эти тенденции автор называет радикалами. Радикал — это нечто вроде «чистого» характера, который является одним из составляющих реального характера. Изучив каждый по отдельности, можно начать различать их в совокупности других, находить доминирующие радикалы в характерах разных людей. И исходя из этого, строить с ними коммуникацию. 

В этой статье предлагаю ознакомиться с особенностями каждого радикала, опираясь на вышеуказанную книгу. Чтобы сделать повествование интересным, я проиллюстрирую каждый радикал персонажами из мультфильма «Остров сокровищ» (1988 год), которые очень кстати вписались в мой концепт. Хочу сделать акцент на том, что я говорю именно о советском мультфильме, а не о романе Роберта Стивенсона и других фильмах, снятых по нему. Дело в том, что создатели мультфильма сделали из этой истории комедию с примесью черного юмора, наделив каждого героя ярковыраженным, комично-гипертрофированным характером. В основе фабулы мультфильма лежит история о поиске сокровищ, который оборачивается настоящем приключением с серьезными трудностями и борьбой с пиратами. 

Подчеркну, что для этой статьи главное значение имеют поведенческие паттерны героев, а не их роль в сюжете. Но, чтобы яснее донести мысль, мне придется раскрывать некоторые детали истории. Я могу рекомендовать посмотреть мультфильм тем, кто еще его не видел, так как в динамике гораздо четче прослеживается то, о чем я говорю. Но делать это необязательно. 

Истероидный радикал 

В основе этого радикала лежит неспособность долгое время выдерживать сильное возбуждение. Истероиды порывисты, переменчивы, мечутся от одного к другому. Стараются найти наиболее легкий способ решения возникающих трудностей, а лучше вовсе их избежать. При этом такие люди самоуверенны, решительно берутся за возможности, в которых могут наиболее ярко и выгодно показать себя. Истероиды склонны строить иллюзии и верить в них. Это касается как их личности, так и окружающего мира. 

Для того, чтобы охарактеризовать этот радикал я выбрала следующего персонажа мультфильма. Сквайр Трелони – один из главных героев истории. Он предложил идею отправиться на остров за сокровищами после того, как узнал о существовании карты, по которой их можно найти. Затем занимался организацией экспедиции. 

Как пишет Виктор Пономаренко, во внешнем виде истероида преобладают яркие цвета и оттенки, их одежда броская. Они стремятся выделиться из толпы, любят украшения, носят интересные прически. Стараются выглядеть оригинально и изящно. Если обратить внимание на костюм Сквайра Трелони, можно заметить, что его внешний вид соответствует этим пунктам.  

Истероидам присущи манерность и театральность. Их мимика, жесты и речь – это целый спектакль. Например, в одной из сцен приготовления к поездке, Трелони следующим образом описывает предстоящее путешествие. 

«Ну-ка, взгляните на нашу красавицу – жестом указывая на корабль, говорит Трелони – Нам чертовски повезло. Все, буквально все, едва заслышав, что мы отправляемся за сокровищами, изо всех сил стараются нам помочь» («Остров сокровищ», 1988 год)  

Людям с преобладающим истероидным радикалом прекрасно удается комфортно чувствовать себя в разных группах. Они способны подстроиться под среду и выгодно презентовать себя. Увлекшись какой-либо идеей, без особого труда могут мобилизовать других людей последовать за ними. Они не слишком терпеливы, не любят откладывать дело в долгий ящик.  

Решив ехать за сокровищами, Сквайр Трелони сумел организовать поездку в кратчайший срок. Ему было неважно, какие личные интересы преследовал каждый член его команды. Главное, что ему удалось создать видимость захватывающего путешествия, в которое он охотно звал всех желающих. 

«Через три недели. Нет, пардон, через две. Нет, нет, нет, через 10 дней у нас будет судно и самая лучшая команда в Англии <…>Мы найдем эти сокровища. Мы будем купаться в деньгах и швырять их в море» («Остров сокровищ», 1988 год). 

Истероиды умеют создать иллюзию и красиво ее презентовать. Реклама какого-либо продукта – это то дело, в котором они невероятно хороши. 

В мультфильме есть следующая сцена. Во время драки с пиратами, которыми оказалась часть команды, Трелони придумал умный ход, чтобы их одурачить и победить. Соорудив стену с дверью около обрыва, он повесил на нее табличку «Bar». Затем артистично отыграл момент употребления рома, после чего, открыв дверь, предложил пиратам пройти и «угоститься». Так как дверь стояла на краю обрыва, очевидно, что пираты, пройдя за нее, попали вовсе не в бар. Но презентация Трелони, который остался весьма довольным собой, сработала великолепно. 

«Остров сокровищ», 1988 год 

Касательно выстраивания иллюзий, можно привести такой комичный момент. Во время сражения персонажи-протагонисты находились в крепости. По сигналу они должны были выбить окна и начать обстрел. Однако Трелони никак не удавалось разбить стекло, сколько бы он не ударял по нему прикладом ружья. Бой был в разгаре. Пока остальные воевали с пиратами, Сквайр Трелони безуспешно сражался с оконным стеклом, создавая видимость вклада в общее дело. Спустя время «окно» попросту отвалилось от стены, после чего стало ясно, что это была картина. Разумеется, это иронический прием. Но, если рассматривать шутку в контексте истероидного радикала, она становится буквально концептуальной.  

«Остров сокровищ», 1988 год 

Гипертимный радикал 

Для гипертимного радикала характерны жизнелюбие и оптимизм. Такие люди энергичны, бодры, но их внутренние силы не направлены на достижение какой-либо цели. Они обладают устойчивой нервной системой, открыты миру, готовы к действиям. Их позитивное восприятие реальности не наигранное, не показушное, а является отражением внутреннего самоощущения. Мимика гипертима яркая, а жесты широкие, размашистые. Зачастую гипертимы находятся в приподнятом настроении, бурно выражают свою реакцию на происходящее. Громко смеются, кричат, не стесняясь окружающих.  

Персонажем, у которого я нашла характерные черты этого радикала, оказался доктор Ливси. Этот герой также отправился на поиски сокровищ в составе команды Сквайра Трелони. 

Доктор Ливси в мультфильме известен по своему характерному смеху, с которым он встречает все происходящее. Любые события вызывают у него интерес, эмоциональный отклик. Он приподнято-весело реагирует как на предложение поехать за сокровищами, так и на команду отстреливаться от пиратов.  

«Остров сокровищ», 1988 год 

Гипертимы добродушны, рады новым людям и знакомствам. Любят гостей, им приятно провести время в компании. 

Я обратила внимание, что в мультфильме трудно обнаружить доктора Ливси в одиночестве. Зачастую он находится в помещении с кем-то или, едва заслышав свое имя, тут же появляется рядом. Когда кто-то заходит в комнату, где присутствует доктор Ливси, последний всегда радушно приглашает гостя присоединиться к компании.  

«Ха-ха! Добрый вечер, друг Джим!» («Остров сокровищ», 1988 год) 

Гипертимы жизнелюбивы, склонны пренебрегать условностями, неосторожны, несколько безответственны. Радостно хватаются за дело, но могут бросить его на полпути. Не жадные, к накоплению богатств не стремятся. 

В одной из сцен доктор Ливси с воодушевлением встречает предложение поехать в другой город для организации экспедиции. При этом кажется, что в большей степени его интересует сам факт путешествия, а не возможность получить материальные блага. 

«Прекрасно! Бристоль, друзья!» («Остров сокровищ», 1988 год). 

Есть и такой интересный момент. Во время сражения, отмахиваясь от пиратов шпагой, доктор Ливси отворачивается от своих противников, чтобы… понюхать цветочек. Как говорится, война войной, а красивые цветы не каждый день встретишь. В мультфильме такая небрежность ничем плохим не кончилась, но в реальности гипертимы могут попадать в неприятные ситуации из-за неосторожности и невнимательности.  

«Остров сокровищ», 1988 год 

Эпилептоидный радикал 

Для эпилептоидного радикала характерно накапливать возбуждение и переживания, которые впоследствии перерастают в недовольство. Это может приводить к выплеску накопившегося раздражения или появлению чувства тревоги. Им сложно выдерживать объемные информационные потоки, они не знают, как вести себя в непредвиденных ситуациях. Чтобы избежать этого, эпилептоиды стараются организовать свою жизнь таким образом, чтобы неожиданного стресса в ней было как можно меньше. 

Представителем с ярко выраженным эпилептоидным радикалом в мультфильме является капитан Смоллетт. Он был нанят Сквайром Трелони в качестве капитана корабля, на котором герои должны были плыть на остров за сокровищами.  

Внешний вид эпилептоида всегда соответствует ситуации, в которой он находится. Украшения и прочие «излишества» не любит. Главное – функциональность одежды и четкое обозначение своей принадлежности к какому-либо роду занятий. Капитан Смоллетт – бывалый моряк, носит морскую униформу. В сцене переговоров с пиратами он словно срастается со своей одеждой, которая начинает отражать его эмоции. Например, когда он говорит о своей чести и долге сражаться с негодяями, его эполеты словно увеличиваются в размерах, что производит комический эффект.  

«Остров сокровищ», 1988 год 

Люди с эпилептоидным радикалом четки, прямолинейны, не любят художественных оборотов речи. Говорят по делу. Например, в сцене подготовки к отплытию, капитан Смолетт сразу признался, что ему не нравится поездка. Однако, он не отказался исполнять свой долг капитана. 

«Я буду говорить с вами откровенно. Мне не нравится эта экспедиция. Мне не нравятся эти матросы. И вообще… Мне вообще ничего не нравится, сэр» («Остров сокровищ», 1988 год») 

Эпилептоиды любят четкую иерархию и порядок. Соответственно, комфортно чувствуют себя в ситуациях, когда задачи и обязанности конкретно обозначены. Они действуют согласно распорядку и предписаниям. Например, в сцене, когда один из героев оказывается в плену у пиратов, капитан Смолетт выражает готовность его спасти. Но не из-за душевного стремления помочь (как сделал бы эмотив, о котором позже), а потому, что так велит ему долг. 

«Джентльмены! Мы должны спасти Джима. Это наш долг!» («Остров сокровищ», 1988 год) 

Показать себя в полной мере эпилептоиды способны в ситуациях, когда есть угроза жизни, необходимость драться и бороться. Здесь они выражают решимость и готовность биться до конца.  

Например, капитан Смолетт не идет на компромисс с пиратами, а говорит, что будет сражаться с ними. В ожидании битвы он посматривает на часы, и жалуется на то, что ему становится скучно, так как столкновение никак не начинается. 

«Прошло уже больше часа! Становится скучновато» («Остров сокровищ», 1988 год) 

Паранойяльный радикал 

Представители этого радикала способны долгое время концентрироваться на конкретной задаче, не отступать от намеченного пути. Они ставят масштабные цели, которых непременно стараются достичь. Склонны посвящать себя работе и продуктивной деятельности. 

Паранойялы предпочитают классический стиль, ничем особо не выделяющийся, не броский. Для них важна социальная направленность их внешнего вида, а не стремление выделиться. Герой, выбранный мной для иллюстрации этого радикала – Джон Сильвер. Он пират, главарь шайки разбойников. Одноногий, с тростью в руке, трубкой во рту, и сидящем на плече попугаем – воплощение образа «классического» пирата из детских книжек. 

«Остров сокровищ», 1988 год 

Жесты паранойялов обычно направляющие, четкие. Во время разговоров Джон Сильвер нередко указывает на собеседника пальцем или предметом. Мимика сдержанная, лицо зачастую выражает самодовольство и уверенность. 

«Остров сокровищ», 1988 год 

Паранойялы – настоящие лидеры. Они четко знают, зачем идут и куда. Вокруг себя стараются собрать круг единомышленников, тех, кто будет их поддерживать, и помогать воплощать замысел. Эпилептоиды способны сохранять четкий порядок, организовывать людей, следуя определенным установкам и правилам, но не имея цели. У паранойялов цель есть всегда. 

Джон Сильвер – предводитель шайки разбойников, которые планировали обманным путем завладеть сокровищами. Назвать его цель благой никак нельзя. Однако она у него имелась, он шел к ней, не отступая ни перед какими трудностями.  

Паранойялу свойственна негибкость мышления, стремление идти выбранным им самими путем. Он мало думает о чувствах окружающих, их мысли и ощущения не являются приоритетными для такого человека. Игнорирование потребностей своих подчиненных привело в итоге к тому, что команда Джона Сильвера взбунтовалась против него. Но и в этой ситуации он лишь посмеялся над их попытками сдвинуть его с главенствующей позиции. 

«Я не желаю быть капитаном у таких дураков. С меня довольно» («Остров сокровищ», 1988 год) 

Конечно, идя за сокровищами, Джон Сильвер во многом преследовал личные цели. Тем не менее, факт того, что его уважали, боялись ослушаться, говорит о ярко выраженном паранойяльном радикале. Если бы он направил свои способности в благое русло, не исключено, что ему удалось бы добиться хороших результатов. 

Эмотивный радикал 

Для иллюстрации характерных особенностей этого радикала я выбрала Джима Хоккинса. Это подросток, работавший в трактире, куда однажды ночью поселился пират, имевший при себе карту сокровищ. Именно с этого момента началась череда приключений для Джима. Впоследствии он поехал как участник команды Трелони на остров.  

Характерная особенность эмотивов – умение чувствовать и переживать глубокие и сильные эмоции широкого спектра. Они восприимчивы даже к незначительным сигналам, поступающим от реальности. Эмотивы обладают чувствительной нервной системой, альтруистичны, склонны сострадать. Умеют слушать и понимать других людей, прощать ошибки. Им бывает сложно дать отпор в стрессовой ситуации, конфликтовать, и выстраивать личные границы.  

Эмотивы стремятся к гармонии и равновесию. Они не пытаются  привлекать к себе внимание намеренно, лишь следуют внутреннему чувству стиля и соразмерности. Это отражается на их внешнем виде. Они предпочитают аккуратную и красивую одежду, чтобы выглядеть опрятно. Их мимика сдержанная, жесты плавные, выражение лица спокойное и задумчивое.  

Люди с эмотивным радикалом стараются придерживаться норм морали, действовать по совести. К другим относятся доброжелательно и с пониманием. Например, когда в трактир, где работал Джим Хоккинс, поселился пират, тот старался ему угодить, не пытался вникнуть в излишние подробности о карте с сокровищами. Когда пират умер, Джим забрал эту карту, но не потому, что хотел заполучить богатства, а так как боялся, что она попадет в руки другим пиратам. Он сразу отправился к доктору Ливси, чтобы рассказать о находке и передать ее в руки более компетентных лиц, чтобы они решили, что с ней делать. 

«Остров сокровищ», 1988 год 

Эмотивы искренне готовы жертвовать собой, если считают, что это необходимо. Делать они это будут по зову сердца, а не потому, что так положено или того требует приказ. Они стремятся к справедливости, честности, искренности. Способны проявить отвагу в случаях, когда надо кого-то защитить или спасти. 

В сцене, где Джим Хоккинс оказался в плену у пиратов, он искренне признался им в том, что он сделал против них. Даже, если он и боялся их, он не стал демонстрировать этого. Не пытался угодить пиратам или предать своих в обмен на собственное благополучие. 

«Делайте со мной, что хотите. Но знайте: это я вытащил карту из сундука Билли Бонса. Это я подслушал ваш разговор на шхуне и передал его капитану. Это я убил Израэля Хэнкса и увел шхуну. Ваше дело проиграно!» («Остров сокровищ», 1988 год) 

Также Джим проявляет сочувствие к бывшему пирату, которого находит на острове. Беднягу бросили одного среди океана несколько лет назад. Мальчик обещает, что сообщит своим соратникам о нем, и они увезут его с острова.  

«Остров сокровищ», 1988 год 

Шизоидный радикал 

Персонажем для этого радикала мною был выбран Бен Ган. Это тот самый человек, оставленный на острове. Сообщники наказали его таким образом за то, что он не смог показать им верный путь к сокровищам. 

Для шизоидного радикала характерно нестандартное, особенное мышление. Шизоиды склонны не разделять главные и второстепенные свойства окружающих вещей. Могут совершать логические ошибки с точки зрения обыденного взгляда. Самому шизоиду они таковыми казаться не будут. Люди с этим радикалом – теоретики, они способны выстроить немало оригинальных предположений о реальности. Им бывает трудно интегрироваться в социум, потому как принятые в нем правила, они зачастую подвергают сомнению и пересмотру. Нередко переосмысливают и опровергают то, что кажется очевидным и общепринятым. Внутри их личности происходит своеобразный раскол: конфронтация внешнего и внутреннего. С одной стороны, они пытаются влиться в общество, с другой, чувствуют себя отчужденными от людей.  

Внешний вил шизоидов зачастую соответствует их внутреннему оригинальному мышлению. Они неряшливы, их стиль одежды может быть весьма своеобразным. Предпочитают балахонистые вещи, которые могут не сочетаться друг с другом по форме и цвету. Люди с шизоидным радикалом часто носят длинные волосы и ногти, мужчины нередко отращивают бороды. Конечно, внешний вид Бена Гана можно списать на то, что он несколько лет провел на острове, где нет возможности следить за своей внешностью в достаточной мере. Однако, сам факт того, что человек сумел выжить в одиночестве, не сдаться и не сойти с ума, мне кажется, может свидетельствовать о том, что у него присутствует этот радикал.  

«Остров сокровищ», 1988 год 

Еще один аргумент, почему я выбрала этого героя для иллюстрации шизоидного радикала. В реальном мире такие люди действительно напоминают чудаков, которые отстранены от общественных правил и суеты, живут на своем собственном внутреннем острове. Так что, здесь получается интересная аллегория.  

На улицах города можно встретить людей в стиле «человека в футляре»: капюшон, наушники, очки. Они отстраняются от реальности, уходят в мир собственных фантазий, идей. Шизоиды – люди с богатым воображением, особенным мышлением. Они любят находиться в одиночестве, свою квартиру или дом воспринимают как убежище.   

Это те люди, которые способны взглянуть на мир неортодоксально, родить новые идеи, или придумать что-либо. 

Приведу еще один аллегорично-ироничный момент. Находясь на острове, Бен Ган в итоге нашел сокровища, выкопал, и перепрятал в другое место. Соответственно, найти их по карте, за обладание которой сражались пираты, было уже невозможно. Так бывает и в реальности: пока остальные бьются в поисках истины, шизоид уже нашел ее и тихонько спрятал в своем убежище. 

Шизоидам бывает проблематично выстроить грамотную коммуникацию. Они прямолинейны, им сложно вникнуть в чувства и ощущения других. Трудность для них представляет влиться в компанию, уловить ее настроение. Поэтому они нередко бывает отстранены от общих развлечений, порой могут показаться грубыми и бестактными. Шумным компаниям предпочитают личные беседы. В одном эпизоде мультфильма Бен Ган решает встретиться с доктором Ливси, чтобы рассказать ему о перепрятанных сокровищах. При этом он делает акцент на том, что доктор должен прийти один.  

«Я должен встретиться с доктором. Пусть приходит один» («Остров сокровищ», 1988 год) 

Также, им бывает трудно понять суть обыкновенных бытовых вещей, они наивны и простодушны. Могут вести себя нелогично с точки зрения привычных способов выполнения чего-либо.  

Тревожный радикал 

В основе этого радикала лежит способность остро реагировать на меняющиеся условия внешней среды. Какие-либо перемены могут вызывать у людей с этим радикалом чувство беспокойства и тревогу. Они не склонны выплескивать свои негативные эмоции на окружающих. Напротив, стремятся к уединению в безопасной обстановке, где их оставят в покое. Их пугают перемены, нестабильность. Им сложно работать в стрессовых условиях, где нужно решать много задач одновременно.  

Люди с тревожным радикалом не стремятся выделиться из толпы. Напротив, они стараются слиться с ней, остаться незамеченными. Предпочитают одежду темных тонов: серый, бежевый, черный. Им не свойственно ярко проявлять эмоции. Могут по-настоящему раскрыться только в близкой компании, среди людей, которым доверяют. 

В мультфильме я заметила одного пирата, который отличался от своих сообщников. Невысокого роста, маленький, он постоянно старался вести себя, как и все. Для этого ему приходилось прикладывать заметные усилия. Он не пытался как-то проявить себя, показать свою силу и уверенность. Напротив, стремился следовать полученным указаниям и действовать, как остальные. 

«Остров сокровищ», 1988 год 

Тревожным сложно брать на себя ответственность. Они стремятся занять то место, где у них будет узкий и четкий круг обязанностей, которые они будут выполнять по проверенному алгоритму. Не желают занимать руководящие должности, где необходимо принимать много сложных и значимых решений. 

Они действуют по принципу «лучшее – враг хорошего», чтобы минимизировать количество стресса и не сталкиваться с коренными изменениями. Комфортно чувствуют себя в знакомых условиях, не идут на риск и конфронтацию. 

В мультфильме есть следующая сцена. Когда пираты пришли в трактир, чтобы выкрасть карту из сундука, они поняли, что ее уже забрал Джим Хоккинс. Соответственно, они не могли узнать, где зарыты сокровища. Но им удалось награбить те деньги, которые были в трактире. Их предводитель настаивал на том, что карту все равно нужно раздобыть, во что бы то ни стало. Ведь тогда они смогут получить огромные богатства. Но маленький пират предложил не идти на риск, раз некоторая сумма у них уже имеется. Увидев, что его идея не нравится главарю, он постарался ретироваться как можно скорее. 

«Но ведь мы взяли золото, Пью!» («Остров сокровищ», 1988 год) 

Люди с тревожным радикалом боятся перемен, предпочитая то, что проверено временем. Они каждый раз обдумывают целесообразность изменений и нововведений, что способно уберечь их и других людей от неоправданного риска. Сомнение позволяет еще раз пересмотреть выбранный способ действий и решить, стоит ли применять его на практике. 

Реальный характер —  что это? 

Реальный характер человека формируется из совокупности всех радикалов в разной комбинации. В анализе портрета личности первые места будут занимать те радикалы, которые наиболее ярко выражены у человека. Виктор Пономаренко утверждает, что эта методика принципиально нетестовая. То есть, определить психотип человека можно только наблюдая за ним.  

«Чистых» радикалов среди людей не встречается. В данной статье я разобрала гипертрофированные характеры, потому что у таких персонажей присутствуют гиперболизированные черты, которые встретить среди настоящих людей крайне трудно. 

Разумеется, человеческая личность – это больше, чем сумма радикалов. Но такие методики позволяют нам лучше понять друг друга и осознать потребности окружающих. Как и систематизировать и разобрать наши собственные черты характера, что может быть довольно увлекательно и полезно.  

Виктор Пономаренко также подчеркивает, что нет плохих и хороших радикалов. Недостатки присутствуют в каждом, но они компенсируются достоинствами других радикалов. То же самое касается и людей. Все вместе мы составляем общество, в котором каждый индивид имеет определенные присущие ему яркие достоинства. Через взаимодействие и сотрудничество с окружающими мы можем определить наши слабые стороны и использовать более сильные, чтобы принести пользу себе и людям. Идеалов без изъянов не существует. Однако можно постараться делегировать те задачи, которые нам даются с трудом тем, кто сможет их выполнить качественно и с удовольствием.  

Материал подготовила Анастасия Шеина 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *